Ирина Пельнова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Только в обществе и семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки [2]. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательную деятельность в сотрудничестве с семьёй» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главная цель экологического воспитания в ДОУ – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей среде, к себе и людям, как к части природы. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности[1]. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Одной из задач ФГОС ДО является развитие познавательной активности, любознательности к миру природы, к её объектам[1].
В программе нашего детского сада отмечено:
- Формирование понятия того, что человек часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды[1].
А так же задачи образовательной программы нашего детского сада:
- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности)[1].
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования[3].
Мы определили для себя направление работы по экологическому воспитанию.
-Проведение диагностики
-Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
-Взаимодействие с детьми
-Взаимодействие с родителями
-Взаимодействие с педагогами специалистами
-Взаимодействие с социумом
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с возрастом детей на основе образовательной программы детского сада и ФГОС ДО. Уголок природы в нашей группе, позволяют детям научиться правильно ухаживать за растениями, правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой; регулярно организуются наблюдения за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке своей группы мы создали специальные площадки природы, естественные уголки с дикорастущими растениями, экологическую тропу, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”. В группе создан центр экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, где воспитанники проводят опыты - от простейших до более сложных; книги о природе для чтения детям и самостоятельного рассматривания позволяют раскрыть целостную картину мира[3]. Особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года.
Во взаимодействии с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества[4].
На неделе педагогического мастерства нами был проведён круглый стол на тему «Природа - наш дом!», и родительское собрание на тему «Экологическое воспитание в семье». Так же проводится анкетирование с целью выявления их экологической компетентности.
Совместно с родителями мы провели несколько акций «Скворечник», проведение акции сформировало интерес у детей и родителей к разнообразию окружающего мира и стремление сохранять его. Мы устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Родители помогают в создании благоприятных условий для прогулок, строя фигуры из снега и песка они больше общаются между собой и делятся опытом воспитания детей в экологической направленности.
В приемной мы выставляем информацию для родителей по экологии, с помощью которой родители углубляют свои знания в этом направлении. Наша деятельность по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволяет формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности[7].
Больщую роль в работе сыграла акция «Не рубите ели, не рубите», которая проводилась в преддверии Нового года. Дети раздавали на улице города свои рисунки в защиту зеленых красавиц. С этой акцией мы стали участниками в номинации лучший социальный проект, проводимый радио Мария ФМ.
На улицах города мы провели акцию «Сохраним природу вместе», которая проводилась в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе ярче».
Ежегодно в ДОУ проводится праздник «День Земли», где дети закрепляют полученные знания в ОД по экологическому воспитанию. Рисунки воспитанников о бережном отношении к природе мы выставляем на международном портале maam.ru
Совместно с педагогами нашего ДОУ мы приняли участие в разработке и реализации телевизионного социального проекта «Маленькая страна – от вопросов до ответов», одна из задач которого: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Одна из рубрик этого проекта имеет экологическую направленность. В выходные ребенок находится дома и не всегда родителям удается отдохнуть всей семей.
Во время прогулки дети совместно с родителями находятся ближе к природе и имеют большую возможность наблюдать за изменениями, происходящими в природе тем самым усовершенствуя свои знания о природе. Проводя время на природе улучшается двигательная активность детей и гибкость, устойчивость тела, укрепляется иммунная система[6]. Данный проект позволил не только педагогам, но и детям совместно с родителями более полно увидеть красоту природы, понять необходимость и важность здорового образа жизни. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску[7]. В данном проекте мы использовали нетрадиционный метод работы «совместная прогулка с семьей в Дендропарк». Данный опыт показал, что такие прогулки необходимо проводить как можно чаще. Они не только поднимают настроение, но и помогают приобщиться к природе и в любое время года на память остаются красивые совместные семейные снимки.
Одну из таких прогулок мы хотим вам продемонстрировать.
Работа в данном направлении позволяет более свободно общаться родителям воспитанников с педагогом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного процесса. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.