Ольга Шиляева
«Формирование адаптационных форм поведения у детей с ОВЗ в образовательной среде коррекционной школы».
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач нашей школы является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессией, трудовой деятельности, совместно с другими членами общества. Нарушение одного или нескольких анализаторов у ребёнка создаёт специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.
Публикация «„Формирование адаптационных форм поведения у детей с ОВЗ в образовательной среде коррекционной школы“,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Термин «социализация» в современной психологии означает - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. В результате люди овладевают нормами совместного проживания и труда и учатся эффективно взаимодействовать друг с другом.
Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их обслуживающему труду, включением их в общественную жизнь и их устройством в быту. Это требует наличие у воспитанников определё нных социальных качеств:
- коллективизма;
- умение общаться со своими сверстниками, с взрослыми;
Воспитательные задачи, которые решаются на этих занятиях - это формирование у детей положительного отношения к бытовому труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважение к труду взрослых.
Эта работа проводится с детьми с самого первого дня пребывания их в нашей школе. Большинство из детей до прихода в нашу школу, не находились в коллективе. Поэтому с первых шагов мы учим их, жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других. Об уровне социальной адаптации воспитанника дают представление его характер взаимоотношений со сверстниками, отношение к труду, определенное развитие культурных интересов и потребностей. Поэтому в связи с этим у детей с ОВЗ важным является формирование такого вида социально – бытовых умений и навыков, каким является деловое общение.
Деловое общение способствует расширению и углублению знаний воспитанников об окружающем мире, развитию у них анализирующей деятельности, развитию речи, в целом – повышению самостоятельности детей.
Воспитанники с ОВЗ не испытывают затруднения при общении с окружающими. У них достаточно развита инициатива в общении. Они легко вступают в контакт и со знакомыми людьми и незнакомыми. Дети не испытывают смущение, они не могут анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике. Поэтому мы стараемся, чтобы дети, получая какие – либо знания применяли их в повседневной жизни. Отрадно видеть, когда Афонин Влад открывал дверь, пропуская меня вперед, а потом заходил сам. Он подавал хороший пример другим детям нашей группы и некоторые повторяли.
Но видно, мы что - то в своей работе упускаем, если дети, становясь старше, выполняют это только со своими воспитателями.
Одним из приёмов, способствующих формированию делового общения, является проведение экскурсий с включением заданий практического характера, при выполнении которых воспитанники вступают в разнообразные отношения с окружающими людьми, получают от них необходимые сведения, а затем используют их на практике. При такой организации экскурсий дети не только знакомятся с назначениями отдельных служб, учреждений и организаций, но также учатся применять полученные знания на практике, упражняются в общении с окружающими.
При проведении экскурсий обращаю внимание на следующие моменты:
1. Умеют ли дети вступать в контакт; начать разговор с собеседником, правильно построить вопрос, достаточно ли спокойно, непринужденно чувствует себя при этом.
2. Как развивается диалог, умеют ли дети получать сведения, необходимые для выполнения практического задания; переходить с позиции говорящего в позицию слушающего;
3. Как учитывается информация, полученная в процессе общения с собеседником, анализируется окружающая обстановка.
При организации общения с окружающими людьми оказываю необходимую помощь. Перед контактом выясняю, что нужно узнать воспитаннику: «Что тебе нужно узнать?», «К кому ты хочешь обратиться?» в процессе ведения диалога побуждаю детей к получению недостающих сведений. Стараюсь учить воспитанника принимать правильное решение с учетом условий окружающей обстановки. Например, с этим мы встречаемся, когда приходит время написания писем Деду Морозу. Уже сейчас дети с какой-то маниакальностью одолевают вопросами, что можно заказывать, а что нет и т. д. Сами они затруднялись написать адрес, обращались ко мне с просьбой написать адрес, но я отказывала и просила самим справиться с заданием. И Матюшкин Д, Ладыкин М. уже писали сами.
Социальной адаптации воспитанников моей группы способствует и то, что на базе нашей школы – интерната есть различные службы: столовая, прачечная, медпункт, библиотека.
Например, при посещении медпункта, не только обращаю внимание воспитанников на рассказ медсестры о видах помощи, но и на практике получить ответы на такие, например, вопросы: «Как лечить насморк?», «Как правильно закапать нос?» И дети овладеют элементарными практическими навыками. Ухаживая за школьной формой, учу, как избавиться от пятен на брюках, пиджаках. И по возможности отчищают их сами.
Таким образом, в беседе дети получают новые сведения, а затем применяют их на практике. Иногда дети сами проявляют инициативу в общении, узнают то, что им хочется узнать. Так, при посещении магазина, дети не только узнали о работе продавца, как работают весы, но и поучились сами совершить покупку.
После проведенных экскурсий на практике закрепляем полученные знания, отмечаю положительное и отрицательное в общении детей. Очень большое значение имеют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин и т. д. перед этими экскурсиями особенно проговариваю вопросы, которые могут интересовать детей. При посещении данных учреждений необходимо выполнение детьми практических заданий. Например, планируя экскурсию на почту, дети получат различные задания: купить открытку, конверт. В процессе экскурсии контролирую правильность поставленных вопросов.
Хочется остановиться на методах воспитания социально – бытовой ориентировке. Различают три основных группы методов: словесный, наглядный и практический. В работе с детьми с ОВЗ ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания.
На занятиях воспитанники выполняют множество упражнений, носящих тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения на выработку умений пользоваться телефоном, бытовыми приборами и т. д. при проведении таких занятий как: «Уход за одеждой», «Уход за комнатными растениями» и т. д., дети получают практические навыки по применению таких предметов как, утюг, распылитель воды и т. д.
Широко используется на занятиях различные дидактические игры, что делает воспитание более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоение знаний. Игра имеет большое значение для развития детей и является любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать игры, проводить веселые старты, подвижные игры, эстафеты на воздухе, для того, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом школьного коллектива, а также получал моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Одним из важных звеньев формирования адаптационных форм поведения воспитанников являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей : развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками детей. Конечно, не всем детям легко дается овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, но в процессе занятий дети овладели различными техниками: поделки, игрушки, аппликации. В плане овладеть технику бумагопластики. Результатом такого труда, является школьные выставки, где оригинально была выполнена стенгазета ко Дню учителя, и одними из лучших были поделки из природного материла.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
- развитие и коррекция основных видов движений;
- развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;
- развитие способности ориентироваться в пространстве. Кроме того, в структуру занятий включаются:
- творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;
- комплексные игры различной подвижности и разной направленности;
- релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально - дифференцированный подход в воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.
В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовывать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры, проводимые у нас, представляют каждому участвовать и добиваться успеха. Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей среде, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.
Таким образом, наша школа делает все возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.