Лилия Милькина
Урок географии в 7 классе коррекционной школы «Знакомство с животным миром лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство обучающихся с животным миром лесов.
Образовательные задачи: Дать обучающимся представление и понятие о животном мире лесной зоны, расширить и уточнить знания обучающихся о животных леса; дать понятие хищник, травоядное, всеядное животное, объяснить их отличительные особенности.
Публикация «Урок географии в 7 классе коррекционной школы „Знакомство с животным миром лесов“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природе; развивать нравственные качества (способности сопереживать); формировать умение работать в коллективе, прививать интерес к предмету, формировать усидчивость и аккуратность.
Коррекционно - развивающие задачи: Способствовать развитию памяти (в процессе актуализации знаний, знаний, полученных на уроке, внимания (в процессе рассматривания картин, концентрации на рассказе учителя, зрительного и пространственного восприятия (в процессе рассматривания картин, моторно-двигательной координации и мелкой моторики (в процессе зарисовки работы в тетради, мыслительных операций (в процессе угадывания загадок, ребусов, ответов на вопросы учителя, угадывания кроссворда, развитию устной связной речи, развитию и активизации познавательного интереса к предмету, обогащению словарного запаса обучающихся.
Тип урока : Комбинированный.
Оборудование: учебные и письменные принадлежности, иллюстрации, иллюстративный материал с заданиями, снежинки с заданиями, мультимедиапроектор, ноутбук, презентация к уроку, аудиофайлы (звуки природы, голоса животных и птиц).
Ход урока:
I Организационный момент.
Учитель: Добрый день, а теперь проверьте все - ли готово к уроку : учебник, тетрадка, ручка. Сейчас сядет тот, кто вспомнит и назовёт название деревьев. Слушать друг друга внимательно и не повторяться.
У вас на столе лежат смайлики, выберите такие смайлики, какое у вас настроение.
(Слайд 1)
II Изучение нового материала. Сообщение темы урока -
Чтобы узнать, с чем же мы сегодня на уроке будем знакомиться - нам нужно отгадать кроссворд. (Слайд 2)
1. В одной народной пословице говорится следующее: «Из одного дерева можно сделать 1000000 *, одной * можно сжечь 1000000 деревьев» Какое слово скрыто под *
2. Это дерево сбрасывает на зиму хвою, может, переносит мороз до -60С.
3. Люди издавна сажали «корабельные рощи». Из ствола этого дерева делали мачты для парусных кораблей.
4. Показать лист клена.
5. Так называют хвойный лес.
6. Шишка (показать кедровую шишку) – такие шишки мы можем увидеть на этом дереве.
Совершенно верно сегодня мы знакомимся с животными, обитающими в лесу. итак, тема нашего урока «Животный мир лесов» (Слайд 3)
«Берегите эту Землю, эту воду
Даже маленькую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте зверей внутри себя!» (Слайд 4)
- Обратите внимание на слайд. Что говорит поэт?
- что значит «убивать зверей внутри себя»? Ответы учащихся.
- лес - «дом» многих лесных жителей, и когда мы приходим в лес надо соблюдать правила поведения в лесу. Кто знает эти правила? (Слайд № 5)
Ответы учащихся:
В лесу не шуметь, не пугать зверей и птиц. Не ломать ветки деревьев. Не брать детенышей диких животных домой.
Сегодня мы будем работать по следующему плану:
1. Условия жизни животных в лесу.
2. Животные леса.
3. Птицы леса. (Слайд № 6)
1. Ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее : в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)
Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.
Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Работа с текстом учебника: стр. 71, 3 абзац прочитать и ответить на вопрос
1. Как животные приспособились к суровым условиям зимой? (Слайд 7)
2. В лесной зоне водятся животные, которые питаются растительной пищей – травоядные – это лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки (картинки вывешиваются на доску). Лось – самое крупное животное лесной зоны;
Здесь обитают и хищники, звери питающиеся животной пищей : травоядными животными и грызунами. Это волк, тигр, рысь, лисица. - волк, рысь – опасные хищники, тигр – находится под охраной, но встречи с ним опасны.
В лесной зоне обитают животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. К ним относятся чёрный и бурые медведи, кабаны. Медведь – любитель меда. Любимая пища кабана – желуди.
Схема на доске: Животные
Травоядные Хищники Всеядные
питаются растительной пищей питаются животной пищей питаются и растительной и животной пищей
лось
косуля
олень
марал волк
лисица
тигр
рысь бурый медведь
кабан
Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.
Травоядные Хищники Всеядные Запись в тетрадь.
Некоторые из животных стали редкими и поэтому находятся под охраной. Здесь вы видите некоторых из них. В Восточном Казахстане созданы заповедники для охраны животных. (слайд №8) Прочитайте этих животных. (Снежный барс, медведь, горный баран, марал).
3. В лесу много корма для птиц. Здесь обитают тетерева, глухари, дятлы, сойки, дрозды, снегири, синицы, соловьи, кукушки, сороки (объяснение сопровождается показом иллюстраций или слайдов). Из хищных птиц в лесах живут сова и филин, которые уничтожают много вредных грызунов. (Слайд 9)
Программированное задание. А сейчас возьмите в руки карточки и заполните.
С помощью схемы на доске, поставь плюсик названия животных в таблицу :
травоядные хищные всеядные
Лось +
Заяц +
Тигр +
Медведь +
Лиса +
Косуля +
Рысь +
Кабан +
(Слайд 10-11) Проверка.
*Посмотрите пока мы писали в своих тетрадках к вам на парты опустились снежинки. Наверно снежинкам понравилось как вы ребятки работали. Переверните снежинки и составьте слово, назовите его (на снежинках слоги). (Самостоятельная работа учащихся).
А сейчас мы более подробно познакомимся с некоторыми лесными жителями.
• Сообщения учащихся: О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений. (Света, Гулим)
ЛОСЬ, РЫСЬ.
После сообщения вам необходимо ответить на такие вопросы:
1. Чем питается это животное?
2. Это животное хищник, травоядное или всеядное? (Слайд 12)
- Вчера ребята ко мне пришло необычное письмо на аудиокассете, давайте его прослушаем.
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба»
Кто это? Догадайтесь. Давайте дослушаем до конца. Звук голоса совы. (Слайд 13) «Это я сова. С 1964 года нахожусь под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна, а из 1 тонны зерна человек может изготовить много хлеба»
Физкультминутка
Музыкальный фон - звуки природы. Представьте себе, что идете через лес. (Пауза) Вы вышли на лесную полянку. Остановитесь, повернитесь лицом к солнцу и почувствуйте, как вы превращаетесь в большое дерево. Раз, два, три – и вы стали деревом. Ваше туловище – это ствол, руки- ветви, пальцы- листики. Покачайтесь вперед и назад. Почувствуйте, как прочно вы вросли в землю. Жизнь прекрасна. Солнышко ласково пригревает. Мимо вас пролетают птицы. Протяните одну из ваших ветвей- пусть на нее присядет отдохнуть соловей. Возле вас пасутся олени, под вашей кроной цветут травы. Протяните ваши ветви ко всем живым существам в лесу, словно защищая их и даря им свою любовь. Почувствуйте, что все вы живете одной общей жизнью, полной красоты и гармонии. Задул легкий ветерок и зашевелил ваши листики, вот ветер усилился и раскачал ветви, подул еще сильнее - так, что стал сгибаться ствол. Но вот ветер стал тише-тише и утих. Раз, два, три – и вы снова люди. (Слайд 14)
III Закрепление:
1. А. Каких животных называют травоядными, приведи примеры. Обучающиеся 1-3 группы.
Б. Каких животных называют хищниками, приведи примеры.
В. Каких животных называют всеядными, приведи примеры.
2. На доске на листах бумаги загадки, а с оборотной стороны иллюстрация со стихотворением об этом животном. Вопрос после отгадывания всех загадок - все ли эти животные живут в лесу. Обучающиеся 1-3 группы.
3. Индивидуальные задания на карточках разного цвета и разной формы. Кто из зверей мог бы так сказать? *Моё дупло расположено высоко (белка) *Мои острые когти помогают мне забираться на дерево (рысь) *Мои копыта помогают мне добывать пищу из-под снега (олень)
Угадайте, кто я такой. *Серый, колючий, маленький, шустрый, забавный (ежик) *Серый, злой, сильный, хитрый, голодный, выносливый, осторожный (волк) *Бурый, мохнатый, ловкий, сильный, косолапый (медведь)
4. Индивидуальное задание (Обучающиеся 4 группы) «Какие звери собрались на полянке» Выбери картинки лесной зоны.
Индивидуальное задание (Обучающиеся 2 группы) - найди какое животное спряталось в словах : АОНЛОСЬТР ТИГРОШКУЦ МЕМЕДВЕДЬИК
Индивидуальное задание (Обучающиеся 3 группы) - вставь пропущенные буквы. У доски.
Б … А В дупле живет, да орешки грызет. М …. Ь Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, А когда придет весна просыпается ото сна. Л. А Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее…
З. Ц Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
5. Ребята, у нас гость (говорящая игрушка – ежик, с корзинкой). Он предлагает поиграть в игру «Кому – что дать» ребята достают из корзинки разные предметы (орехи, мед, яблоко, кора, лист, трава, мышь, а потом объясняют какому лесному животному отдать.
Рефлексия. А сейчас возьмите смайлик, какое настроение было у вас во время урока. (Слайд 15)
"Каким было общение на уроке?
-занимательным; -познавательным; -интересным; -игровым; -необычным
-скучным; -радостным; -дружелюбным
IV Домашнее задание:
1. Приготовить рассказ о животном по плану в рабочей тетради на стр 22, упр 5:
А) Название животных
Б) Внешний вид
В) Где в лесу обитает
Г) Чем питается.
2. Сообщение о лисице, бобре, белке. Обучающиеся 1-3 группы.
3. Упр 4, на стр 22. Обучающиеся 4 группы. (Слайд 16)