Марина Крутых
Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников»
Крутых Марина Анатольевна
Актуальность: В настоящее время использование фольклорных произведений в дошкольных учреждениях играет огромную, значимую роль. Для того чтобы вовлечь дошкольника в образовательный, коммуникативный процесс, важно, чтобы он овладел правильной, логически выстроенной речью. И что как не произведения устного народного творчества способствует обогащению речи образностью, красочностью, эпитетами и метафорами. Исследователи неоднократно отмечали, что потребность в фольклоре появляется тогда, когда в жизни общества возникают объективные причины, способствующие обращению к традициям, исконному опыту. В этих условиях фольклор, воспринимаемый общественным сознанием как утрачиваемая ценность, превращается в источник и материал для создания или возрождения национальной культуры. За всем этим угадываются гораздо более глубокие процессы, связанные с вновь возникающим интересом личной потребности в осознании своих корней. Не случайно 2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов страны.
Публикация «Фольклор как средство эстетического и речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изучение фольклорных произведений в детском саду просто необходимо, так как в нем отражается многовековой коллективный опыт народа. А это позволяет фольклорным произведениям стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Произведения устного народного творчества способствуют развитию эстетического вкуса дошкольника, вводят его в мир изобразительного, литературного, музыкального искусства. Эстетическое воспитание зависит от культурных и художественных традиций и обычаев. В процессе эстетического развития дошкольников формируются : эстетический вкус, культура поведения, художественное восприятие произведений искусства, а также эстетическое восприятие природной красоты, прекрасного в обыденном. Средствами фольклора осуществляется формирование личности ребенка, ему прививаются ценности и нормы, накопленные культурой народа.
Фольклор как средство эстетического воспитания способствует формированию положительного отношения к народному творчеству, любви и уважения к народным истокам, восприятию чувства прекрасного. Знакомясь с произведениями фольклора, их историей, дети учатся эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить художественными образами.
С эстетическим развитием тесно связано речевое, коммуникативное. Речевое развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, сверстниками, в бытовых и игровых ситуациях. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком, способствует развитию коммуникативных навыков, развитию умственных способностей. Речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики рук. И огромное значение здесь имеет совокупность движений тела, правильного произнесения текста, соблюдение темпа речи, ритма, речевых пауз. Многократное повторение, проговаривание стихотворного текста помогает развивать память, мышление, развивает воображение, логику, обогащает словарный запас. Малые формы устного народного творчества (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки и. т. д.) образны, поэтичны, наполнены эпитетами, метафорами, легки для запоминания. Они обогащают сведениями о природе, окружающем мире и знаниями из самых различных областей жизни. Это ценно тем, что сведения об окружающей действительности приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Мышление и восприятие дают толчок анализу и обобщению, умению самостоятельно делать выводы, вычленять главное, характерное, формировать образ предмета. Стремление обобщить признаки, выделить главное, сформировав образ предмета, способствует развитию речи дошкольника.
Малые формы фольклора формируют представления о многозначности слов, переносном значении слова. Помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.
Игровой фольклор способствует развитию ловкости, смекалки, быстрому запоминанию текста. Здесь проявляются речевые и коммуникативные навыки дошкольников. Дети учатся лаконично и ясно выражать свои мысли и чувства, описывать действия и поступки собственные и товарищей. Это способствует обогащению словарного запаса, развитию речи.
Таким образом, влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. Используя фольклорные произведения различных жанров, элементы игрового фольклора в образовательной деятельности, можно в значительной степени разнообразить ее, привнести новизну и смысловое многообразие. Фольклорные произведения – это кладезь народной мудрости, образности, социального опыта. Емкие по содержанию, они наполнены огромным смыслом. Развивая эстетические и речевые навыки и умения, фольклор влияет на духовное и нравственное воспитание дошкольников. Формирует уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Литература:
1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С. -Пб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001;
2. Детский русский фольклор. Учебно-методическое пособие. - Оренбург, ГБУ РЦРО, 2018 г.
3. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. - М. Флинта: Наука, 2002 г.
4. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000 г.