Татьяна Скрягина
Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Туризм, как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников».
Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем, педагогам ДОУ надо расширять образовательные услуги, включать в режим дня дополнительные методики и технологии. Такой инновационной методикой является детский туризм. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся необходимостью введения детского туризма в физическое воспитание дошкольника, как эффективного способа оздоровления, патриотического воспитания и познания. В результате, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания дошкольников и является детский туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет исторический кругозор и обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, помогать друг другу. Туристические экскурсии имеют не только оздоровительный, но и информационный эффект. Физическая нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с укреплением сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела. А во время похода это им очень помогает, информационное сопровождение о местах которые посещаем, развивает не только память, но и сопровождается чувством гордости за наших солдатов которые защищали родину, вырабатывается чувство патриотизма. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами, родителями, общедоступен и понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьёзных патологий и медицинских отводов, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года, он не требует больших финансовых средств.
Публикация «Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Задачи туризма в ДОУ :
1. Формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели.
2. Развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий. 3. Совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.
4. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.
5. Расширять функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
6. Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).
7. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.
8. Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.
9. Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма;
10. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
11. Развитие познавательных способностей – ознакомление с природой.
12. Воспитание любви и патриотизма к родному краю.
Содержательные цели туризма :
Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.
Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышает интерес к нему, стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, что и делает его интересным.
Принципы детского туризма :
личностно-деятельный;
диалогический;
индивидуально-творческий;
целесообразности;
краеведческий.
В своей работе использую разные виды деятельности:
прогулки,
экскурсии,
походы,
путешествия,
туристические соревнования.
Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада, представляют собой интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.
Прогулки и экскурсии и предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.
Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:
— переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;
— наблюдение в природе и сбор природного материала;
— беседа о лесе;
— выполнение имитационных движений;
— комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;
— самостоятельные игры (на привале).
Чтобы разнообразить свою педагогическую деятельность, в сосновом массиве провожу праздники, соревнования, тематические развлечения, а в 2017 году сделали навесной веревочный парк.
Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей.
Для повышения педагогической ценности похода, я использую следующие методы работы:
- наблюдение;
- диагностика;
- опросники;
- викторины;
- беседы с использованием иллюстраций;
- экскурсии, прогулки и мини-походы;
- опыты;
- экологические праздники;
- подвижные игры,
При наполнении туристического похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен наш город, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок, способствует укреплению внутрисемейных отношений.
Я считаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. Занятия туризмом имеют много преимуществ: туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Детский туризм обладает познавательным потенциалом и может способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
По итогам использования данной методики, отмечаю :
• снижение количества простудных заболеваний;
• повышение уровня двигательной активности;
• снижение утомляемости;
• улучшение качества знаний теоретической подготовки
• улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость);
• улучшение качественных показателей технической подготовки;
• формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).
Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей нашего учреждения, так как в нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей. Я буду продолжать развивать туристское направление в ДОУ и помимо веревочного парка, в 2018 году преобрели скалодром для развития детского скалолазонья.
Список литературы.
1. Анисимова Т. Г. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008.
2. Бочарова Н. И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников : Метод. реком. - М. : ЦДЮТ РФ, 1992.
3. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В
4. Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г.
5. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвящение» 2008 г. 6. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998. 7. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень
8. Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. 13. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997. 9. Козлов И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 17 Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007.
10. Огородников Б. И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983. 11. Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006. 12. Скорынина Г. Юный турист // Дошкольное воспитание. 1999, № 6, 24. “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. г. Красноярск 2005. 13. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1,
14. Энциклопедия туриста. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. 15. Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы: «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».