МААМ-картинки

Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников

Татьяна Скрягина
Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Туризм, как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников».

Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем, педагогам ДОУ надо расширять образовательные услуги, включать в режим дня дополнительные методики и технологии. Такой инновационной методикой является детский туризм. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся необходимостью введения детского туризма в физическое воспитание дошкольника, как эффективного способа оздоровления, патриотического воспитания и познания. В результате, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания дошкольников и является детский туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет исторический кругозор и обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, помогать друг другу. Туристические экскурсии имеют не только оздоровительный, но и информационный эффект. Физическая нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с укреплением сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела. А во время похода это им очень помогает, информационное сопровождение о местах которые посещаем, развивает не только память, но и сопровождается чувством гордости за наших солдатов которые защищали родину, вырабатывается чувство патриотизма. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами, родителями, общедоступен и понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьёзных патологий и медицинских отводов, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года, он не требует больших финансовых средств.

Публикация «Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников» размещена в разделах

Задачи туризма в ДОУ :

1. Формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели.

2. Развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий. 3. Совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.

4. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

5. Расширять функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

6. Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).

7. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.

8. Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.

9. Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма;

10. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

11. Развитие познавательных способностей – ознакомление с природой.

12. Воспитание любви и патриотизма к родному краю.

Содержательные цели туризма :

Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышает интерес к нему, стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, что и делает его интересным.

Принципы детского туризма :

личностно-деятельный;

диалогический;

индивидуально-творческий;

целесообразности;

краеведческий.

В своей работе использую разные виды деятельности:

прогулки,

экскурсии,

походы,

путешествия,

туристические соревнования.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада, представляют собой интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

Прогулки и экскурсии и предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

— переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

— наблюдение в природе и сбор природного материала;

— беседа о лесе;

— выполнение имитационных движений;

— комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

— самостоятельные игры (на привале).

Чтобы разнообразить свою педагогическую деятельность, в сосновом массиве провожу праздники, соревнования, тематические развлечения, а в 2017 году сделали навесной веревочный парк.

Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей.

Для повышения педагогической ценности похода, я использую следующие методы работы:

- наблюдение;

- диагностика;

- опросники;

- викторины;

- беседы с использованием иллюстраций;

- экскурсии, прогулки и мини-походы;

- опыты;

- экологические праздники;

- подвижные игры,

При наполнении туристического похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен наш город, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок, способствует укреплению внутрисемейных отношений.

Я считаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. Занятия туризмом имеют много преимуществ: туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Детский туризм обладает познавательным потенциалом и может способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

По итогам использования данной методики, отмечаю :

• снижение количества простудных заболеваний;

• повышение уровня двигательной активности;

• снижение утомляемости;

• улучшение качества знаний теоретической подготовки

• улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость);

• улучшение качественных показателей технической подготовки;

• формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь).

Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей нашего учреждения, так как в нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей. Я буду продолжать развивать туристское направление в ДОУ и помимо веревочного парка, в 2018 году преобрели скалодром для развития детского скалолазонья.

Список литературы.

1. Анисимова Т. Г. «Физическое развитие детей 5 – 7 лет» Волгоград 2008.

2. Бочарова Н. И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников : Метод. реком. - М. : ЦДЮТ РФ, 1992.

3. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В

4. Зуева Н. Н. Кочетова Н. П. «Организация дальних туристических походов с детьми дошкольного возраста» из опыта работы ДОУ «90 Автозаводского района г. Нижний Новгород 1999г.

5. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвящение» 2008 г. 6. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998. 7. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень

8. Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г. 13. Крайнёва И. Н. Узлы. – Спб, 1997. 9. Козлов И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 17 Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007.

10. Огородников Б. И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983. 11. Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006. 12. Скорынина Г. Юный турист // Дошкольное воспитание. 1999, № 6, 24. “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. г. Красноярск 2005. 13. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 1,

14. Энциклопедия туриста. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. 15. Сайты Интернета «Фестиваль педагогических идей» разделы: «Дошкольное воспитание», «Спорт и школа».

Публикации по теме:

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Современное общество нуждается в активной,.

«Я познаю мой Якутск». Фототерапия как средство патриотического воспитания дошкольников В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё.

Консультация для воспитателей «Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников» Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств.

Мастер-класс «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания» - Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на моем мастер классе. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего мастер класса.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. - Что мы называем Родиной? (место, где родились, живём, ходим в.

Праздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольниковПраздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения был и остаётся актуальным на все времена. Маленькие граждане нашей страны – это.

Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольниковРусская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего уже давно минувшего, они хранилище русской народности.

Семинар-практикум «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников
Опубликовано: 16 июля 2018 в 17:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД