ольга бобнева
Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Ивановна Бобнева, педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания на примере деятельности психологического клуба "Образ" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Жизнь общества в настоящее время ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Нашему государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые хотят учиться, жить и работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Главнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без присутствия этого компонента мы не можем говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается ценность военно-патриотического воспитания школьников, так как именно оно должно внести серьезный вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса учреждения дополнительного образования, представляя собой систематическую и целенаправленную деятельность по развитию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства преданности и любви к своему Отечеству, готовности к исполнению гражданского долга и конституционных функций по защите интересов Отчизны.
В работе психологического клуба старшеклассников "Образ" во Дворце пионеров и школьников одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, развитие социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права. Реализуя программу социально-педагогической направленности "Азбука общения" приоритетными выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
- социальная активность и ответственность;
- патриотизм и гражданственность;
- духовные ценности и традиции;
- ответственности и коллективизм;
- формирование высоконравственных, этических норм поведения;
- толерантное отношение к окружающим;
- сохранение и развитие лучших семейных традиций;
- способность к преодолению трудностей;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
На занятиях формируется высокая психологическая устойчивость, подготовленность к осуществлению сложных и решающих задач в любых жизненных ситуациях, развиваются важнейшие психологические качества, надлежащие для успешной жизни и деятельности в коллективе.
По мнению Р. Г. Ивановой и А. Г. Иодко – исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Проектно - исследовательская деятельность способствует формированию важнейших компетенций: личностных, познавательных, самообразовательных, социальных, а также содействует самораскрытию и самореализации личности. Подростки сами выдвигают гипотезы, устанавливают факты, проводят эксперименты, создают теории, самостоятельно принимают решения.
Свои проектно - исследовательские работы ребята представляют на научно-практической конференции "Я познаю мир", в рамках городской целевой воспитательной программы "Перспектива".
В выборе тем проектов мы ориентируем детей на актуальные проблемы современного общества характеризующиеся морально - нравственными ценностями. К примеру, в проекте «Лидерство» мы выявляли и сравнили уровень лидерских способностей детей не занимающихся внеурочной деятельностью и обучающихся, которые обучаются во всевозможных кружках. Данный проект стал победителем и получил третье призовое место из восемнадцати претендентов.
Проектно - исследовательская деятельность сопровождается тренинговыми занятиями: «Кто такой патриот», «Толерантность», «Моя семья, мой тыл» «Я и мое окружение», «Мир, в котором я живу», которые способствуют развитию навыков общения, умению сотрудничать, формированию нравственного осознания.
В настоящий момент обучающиеся психологического клуба Образ" работают над проектом «Проблема расизма», в котором приняли участие обучающиеся ДПШ, школьники МОУ СОШ № 50, МОУ СОШ № 51 и студенты-иностранцы Курского медицинского университета. В ходе проекта мы узнали, что расизм негативно воспринимается обществом.
На первом этапе проекта подростки изучили и проанализировали литературу по проблеме исследования, провели анкетирование, интерпретировали данные, осуществили мероприятия для сближения и налаживания позитивного контакта с людьми разных национальностей. Дети младшие школьники изготовили сердечки с надписью "Мы против расизма!", "Быть расистом стыдно!", "Мы все равны", "Ненависть отнимает разум", "Когда мы едины, мы непобедимы!", которые были отправлены за рубеж. От адресатов обучающимися были получены ответные письма с позитивным настроем к России, и негативным отношением к расизму. Так же в рамках проекта была создана страничка в социальных сетях с обсуждением данной темы. И во все это была вложена частичка сердца каждого из моих воспитанников, а полученные знания в ходе исследовательской работы превратились в личные убеждения каждого обучающегося, определись жизненные приоритеты и норма поведения.
Необходимость такого педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л. С. Выготским: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять
самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие завтрашнего дня. Исследуя то, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» .
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность представляет мощное средство формирования патриотизма, средство индивидуализации образовательного процесса, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.
Проблема патриотического воспитания в настоящее время стала одной из основополагающих. Вместе с тем она обретает новые характеристики и современные подходы к решению её составной части как целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и развитии личности. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Библиографический список
1. Арепьев, О. В. Военно патриотическая работа в школе". Режим доступа: //festival.1september.ru/articles/314708//
2. Бруднов, А. К. Концепция дополнительного образования детей. // Внешкольник. – 1996. № 1.
3. Зарубина, У. В. Исследовательская работа школьников. // Народное образование. 2005, – № 4, – стр. 140.
4. Задворный, Б. В. Четвёртая республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей. - Минск, 1995 – 1999.
5. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи //Координационный совет при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. //отечестворт. рф/norm/010/007.html//– 1998.
6. Майданский, А. Д. Выготский – Спиноза: диалог сквозь столетия"// Вопросы философии. – 10 (2008, с. 116 – 127