МААМ-картинки

Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания

ольга бобнева
Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Ольга Ивановна Бобнева, педагог-психолог,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания на примере деятельности психологического клуба "Образ" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания» размещена в разделах

Жизнь общества в настоящее время ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Нашему государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые хотят учиться, жить и работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Главнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без присутствия этого компонента мы не можем говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В свете этих задач повышается ценность военно-патриотического воспитания школьников, так как именно оно должно внести серьезный вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса учреждения дополнительного образования, представляя собой систематическую и целенаправленную деятельность по развитию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства преданности и любви к своему Отечеству, готовности к исполнению гражданского долга и конституционных функций по защите интересов Отчизны.

В работе психологического клуба старшеклассников "Образ" во Дворце пионеров и школьников одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения, развитие социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права. Реализуя программу социально-педагогической направленности "Азбука общения" приоритетными выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

- социальная активность и ответственность;

- патриотизм и гражданственность;

- духовные ценности и традиции;

- ответственности и коллективизм;

- формирование высоконравственных, этических норм поведения;

- толерантное отношение к окружающим;

- сохранение и развитие лучших семейных традиций;

- способность к преодолению трудностей;

- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

На занятиях формируется высокая психологическая устойчивость, подготовленность к осуществлению сложных и решающих задач в любых жизненных ситуациях, развиваются важнейшие психологические качества, надлежащие для успешной жизни и деятельности в коллективе.

По мнению Р. Г. Ивановой и А. Г. Иодко – исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Проектно - исследовательская деятельность способствует формированию важнейших компетенций: личностных, познавательных, самообразовательных, социальных, а также содействует самораскрытию и самореализации личности. Подростки сами выдвигают гипотезы, устанавливают факты, проводят эксперименты, создают теории, самостоятельно принимают решения.

Свои проектно - исследовательские работы ребята представляют на научно-практической конференции "Я познаю мир", в рамках городской целевой воспитательной программы "Перспектива".

В выборе тем проектов мы ориентируем детей на актуальные проблемы современного общества характеризующиеся морально - нравственными ценностями. К примеру, в проекте «Лидерство» мы выявляли и сравнили уровень лидерских способностей детей не занимающихся внеурочной деятельностью и обучающихся, которые обучаются во всевозможных кружках. Данный проект стал победителем и получил третье призовое место из восемнадцати претендентов.

Проектно - исследовательская деятельность сопровождается тренинговыми занятиями: «Кто такой патриот», «Толерантность», «Моя семья, мой тыл» «Я и мое окружение», «Мир, в котором я живу», которые способствуют развитию навыков общения, умению сотрудничать, формированию нравственного осознания.

В настоящий момент обучающиеся психологического клуба Образ" работают над проектом «Проблема расизма», в котором приняли участие обучающиеся ДПШ, школьники МОУ СОШ № 50, МОУ СОШ № 51 и студенты-иностранцы Курского медицинского университета. В ходе проекта мы узнали, что расизм негативно воспринимается обществом.

На первом этапе проекта подростки изучили и проанализировали литературу по проблеме исследования, провели анкетирование, интерпретировали данные, осуществили мероприятия для сближения и налаживания позитивного контакта с людьми разных национальностей. Дети младшие школьники изготовили сердечки с надписью "Мы против расизма!", "Быть расистом стыдно!", "Мы все равны", "Ненависть отнимает разум", "Когда мы едины, мы непобедимы!", которые были отправлены за рубеж. От адресатов обучающимися были получены ответные письма с позитивным настроем к России, и негативным отношением к расизму. Так же в рамках проекта была создана страничка в социальных сетях с обсуждением данной темы. И во все это была вложена частичка сердца каждого из моих воспитанников, а полученные знания в ходе исследовательской работы превратились в личные убеждения каждого обучающегося, определись жизненные приоритеты и норма поведения.

Необходимость такого педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л. С. Выготским: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять

самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие завтрашнего дня. Исследуя то, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» .

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность представляет мощное средство формирования патриотизма, средство индивидуализации образовательного процесса, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.

Проблема патриотического воспитания в настоящее время стала одной из основополагающих. Вместе с тем она обретает новые характеристики и современные подходы к решению её составной части как целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и развитии личности. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Библиографический список

1. Арепьев, О. В. Военно патриотическая работа в школе". Режим доступа: //festival.1september.ru/articles/314708//

2. Бруднов, А. К. Концепция дополнительного образования детей. // Внешкольник. – 1996. № 1.

3. Зарубина, У. В. Исследовательская работа школьников. // Народное образование. 2005, – № 4, – стр. 140.

4. Задворный, Б. В. Четвёртая республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей. - Минск, 1995 – 1999.

5. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи //Координационный совет при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. //отечестворт. рф/norm/010/007.html//– 1998.

6. Майданский, А. Д. Выготский – Спиноза: диалог сквозь столетия"// Вопросы философии. – 10 (2008, с. 116 – 127

Публикации по теме:

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Туризм как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников «Туризм, как средство патриотического воспитания и оздоровления дошкольников». Время не стоит на месте, и чтобы двигаться в ногу со временем,.

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство - период расцвета в жизни человека. Дети.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Современное общество нуждается в активной,.

Мастер-класс «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания» - Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на моем мастер классе. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего мастер класса.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. - Что мы называем Родиной? (место, где родились, живём, ходим в.

Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольниковРусская народная сказка, как средство патриотического воспитания младших дошкольников Русские сказки – без сомнения заслуживают большего внимания: они память нашего уже давно минувшего, они хранилище русской народности.

Семинар-практикум «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 09:46
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем ольга бобнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД