Ирина Кустова
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания.
- Что мы называем Родиной?
(место, где родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья).
- Послушайте стихотворение о Родине:
• «Что мы Родиной зовём?»
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рябиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
(В. Степанов)
Публикация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» размещена в разделах
Место, где мы родились, и есть Родина. Мы любим наш дом, нам хорошо среди друзей. Недаром говорится: «Везде хорошо, а дома лучше», «Своя земля и в горе мила».
Любовь к Родине, т. е. патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы – любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении.
Ребёнок должен знать, в какой стране он живёт; чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя его безоблачного детства. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям; воспитывать чувство гордости за свой город; приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами, к их труду, ко всему, что их окружает; поддерживать чистоту и порядок в общественных места; участвовать в создании красоты и порядка в своём дворе, подъезде, на улице, в парке.
Однако, прежде, чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам Сергея Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- уважение к людям труда;
- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности на занятиях, в играх, труде, быту и т. д. Таким образом, патриота в ребёнке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Нравственные чувства не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.
Чувство Родины – отношение ребёнка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение.
Постепенно ребёнок знакомится с родной улицей, городом.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель должен прежде всего сам его хорошо знать.
Любой край, любая область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, люди и их труд; замечательно народное творчество. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Рассказывая о родном городе, мы показываем ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками архитектуры, лучшими людьми.
Чтобы ребёнок знал и любил свой родной город, воспитатель ведёт беседы, в которых подробно рассказывает о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, читает детские книги на патриотические темы, подбирает стихи для разучивания, и, конечно, здесь не мало важен личный пример педагогов и родителей.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Уже в четыре года ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. п. ; рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. ,
Район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, - вот диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, выезды на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными умельцами.
Как уже подчёркивалось, в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и особенно близких людей.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи – дедушек и бабушек, участников В. О. В., их фронтовых и трудовых подвигах необходимо открыть детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг»…
Важно подвести ребёнка к пониманию, что Мы победили потому, что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно показать через малое большое зависимость между деятельностью одного человека
и жизнью всех людей. Это главное в воспитании нравственно-патриотических чувств.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город-частица Родины, так как во всех местах, городах и селениях, больших и малых, есть много общего:
- повсюду люди трудятся (учителя учат детей,врачи лечат больных, рабочие делают машины)
- везде соблюдаются традиции, Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов;
- люди берегут и охраняют природу…
Немало важное значение имеет привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке.
Хорошо, когда родители вместе с детьми участвуют в местных традиционных праздниках и обрядах: Рождественские балы, праздник русской Масленицы, Троицын день.
Безусловно, всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.