Галина Гулина
Физкультура через игру. Опыт работы руководителя по физическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
От здоровья зависит многое, если не ВСЕ!
Что более важное в жизни вообще и в системе детских учреждений в частности сложно вообразить, тему актуальнее - не придумать. Физкультура через игру! – тема моей педагогической идеи.
Основные задачи моей педагогической идеи:
1. Формировать жизненно – важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
Публикация «Физкультура через игру, Опыт работы руководителя по физическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
2. Воспитывать чувства прекрасного, способствовать формированию осанки, ловкости, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений.
3. Внедрять в практику нетрадиционные методы и приемы по развитию эмоциональной среды.
Выдающийся русский ученый П. Ф. Лесгафт указывал на преимущество игр перед упражнениями. Над этой же проблемой работали и ученик Лесгафта – В. В. Гориневский и другие. На развитие системы физического воспитания детей дошкольного возраста оказали влияние научные исследования и методические работы русских ученых Е. А. Аркина, Л. И. Гулицкой. Они считали игру более доступной, понятной для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению.
Из современных авторов мне ближе методика Ларисы Дмитриевны Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам». Основной принцип ее методики «ненасильственное физическое воспитание» Рекомендуемая ею технология предлагает воспитателю некоторые формы физического воспитания через игру.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на несколько процентов зависит от успехов медицины и здравоохранения. Данные исследования С. В. Попова свидетельствуют о том, что здоровье человека
на 20% зависит от наследственных факторов
на 20% - от условий внешней среды (т. е. от экологии)
на 10% - от деятельности системы здравоохранения и
на 50% - от самого человека, его образа жизни, двигательной активности.
Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Теоретическую базу моей педагогической идеи можно схематически представить в виде дерева:
Корни - являются оздоровительными, образовательными и воспитательными задачами, их успешное решение и будет основой здоровья
Крона – следствие хорошего здоровья, хорошее настроение дошкольника, сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним условиям (снижение заболеваемости, способствующей хорошей физической подготовленности организма. Если отрубить один корень, что будет со стволом? Поэтому, чтобы обеспечить ребенку хорошее здоровье, физическую подготовленность, повысить сопротивляемость к неблагоприятным внешним условиям, все три корня должны полноценно функционировать и строится на решении всех трех групп задач.
К сожалению, статистика неумолима, состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается и, конечно, мы не можем оставаться равнодушными и стоять в стороне. За последние годы в данном направлении многое сделано и планируется сделать. В детском саду «Сказка», который я представляю, создана Модель приобщения детей к здоровому образу жизни и стратегический план улучшения здоровья детей, где основной задачей является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.
Наш детский сад имеет определенные условия и хорошую материальную базу, что позволяет нам в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Это физкультурный зал с современным и нетрадиционным физкультурным оборудованием, физиотерапевтический кабинет, кабинет оздоровительной физкультуры, фитобар «Витаминка», где мы проводим витаминизацию детей в осенний и весенний период.
Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности детей Суть ее состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребенка движения, музыки и сюжета. Поэтому основной принцип в моей работе :
ДЕТИ + ИГРА = ЗДОРОВЬЕ + РАДОСТЬ,
Т. е. все через игру. Физкультура с игрой.
Игровая форма – новая система физического оздоровления, коррекции профилактики и творческого самовыражения детей. Это является новым подходом к физическому воспитанию, предполагающим использование новой методики физического развития.
В течение учебного года более 50% проводимых мной занятий занимают игровые и сюжетно – игровые занятия, которые строятся на основе подвижных игр разной степени интенсивности. Это такие занятия как «В борьбе за мяч», «Цирк приехал», «Белоснежка и семь гномов» и др. Эти занятия доставляют детям особое удовольствие, так как они выполняют упражнения игрового, имитационного характера
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медработники выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно – двигательного аппарата.
Профилактикой этих заболеваний я и занимаюсь на кружке оздоровительной физкультуры.
Ходьба по «дорожке здоровья» - это и игра и своего рода профилактика заболевания. Комплекс по профилактике плоскостопия разнообразен и интересен для детей
Выявление нарушений осанки и плоскостопия проводится в виде игрового теста.
Стена осанки выполнена в воде схематичной фигуры, например фигура жирафа. Ребенок принимает естественную, привычную для него позу
С помощью данного теста можно оценить осанку ребенка по следующим градациям:
- нормальное
- незначительные нарушения осанки
- выраженные нарушения осанки (Дети данной группы направляются на консультацию ортопеду)
Работа кружка проходит в игровой форме, например, проверочка осаночки:
Хватит спинушку качать
Надо лечь и отдыхать
Я на коврике лежу
Прямо в потолок гляжу
Лежат ровно пяточки
Плечики, лопаточки
Спинка ровная, прямая
А могла бы быть кривая.
Посмотрите, какая чудесная осанка у Золушки или у прекрасного принца из сказки. А вот у Серого Волка она плохая: он весь согнулся, спина у него колесом
В настоящее время в детском саду сложилась эффективная система физкультурно – оздоровительных мероприятий, включающих инновационные формы работы с детьми. Это, прежде всего внедрение новой формы работы :
- оздоровительно – игровой час
- динамический час
Оздоровительно – игровой час для малышей в возрасте до 3-х лет организуется после дневного сна. Ведущая роль в данной форме работы с детьми принадлежит игре. Используя, игровые персонажи, художественное слово и другое. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.
Другой инновационной формой физического развития детей от3-х лет введен третий дополнительный час физического занятия – динамический час, который организуется на дневной прогулке, т, е. вместо классической организации физического занятия на воздухе упор был сделан на основной вид детской деятельности – игру. Динамический час у нас всегда проходит с большим эмоциональным подъемом. Здесь мы знакомимся не только с русскими народными играми, но и с играми других народов. А одна из мордовских игр «Раю – раю» особенно полюбилась детьми она напоминает русскую народную игру «Ручеек».
Раю-раю –пропускаю
А последних оставляю
Сама мать пройдет
И детей проведет
И не видно конца и края этому «ручейку», поднятых вверх рук, когда они просят …»еще поиграем». Мы играем еще и еще.
Всем известно классическое выражение в здоровом теле – здоровый дух
Я не согласна с этим выражением, мне кажется, прежде всего – это все таки здоровый дух, чтобы каждый понял, что здоровье зависит от него самого, а потом уже здоровое тело.
Приходят на ум слова Муссы Джалиля:
Пускай во всем что совершаешь ты
Проступит след душевной чистоты
Ведь сила не во внешности твоей
А только в человечности твоей
Это поэтическое обращение особенно значимо для педагога. От профессионализма воспитателя, его умения общаться с ребенком зависит его эмоциональное состояние, которое в свою очередь влияет на формирование личности, как в физическом, так и в духовном развитии.
А я хочу пожелать вам здоровья.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!