Наталья Желудкова
Формы работы по физическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы по физическому воспитанию
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ
Цель физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей, совершенствование их физического
развития, приобщение к здоровому образу жизни
Задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
- охрана и укрепление здоровья детей
- формирование жизненно необходимых двигательных
умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными
особенностями, развитие физических качеств
- создание условий для реализации потребности детей в
Публикация «Формы работы по физическому воспитанию» размещена в разделах
двигательной активности
- воспитание потребности в здоровом образе
жизни
- обеспечение физического и психического
благополучия
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В ДОУ задачи физического воспитания решаются в разнообразных формах:
Физкультурные занятия:
Групповые, подгруппами,
индивидуальные
Утренняя гимнастика:
зарядка
Закаливающие процедуры
Физкультминутки
Подвижные игры
Прогулки
Самостоятельная двигательная
деятельность
Физкультурные досуги
Физкультурные праздники
Утренняя гимнастика
В ДОУ утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.
Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Направлена она главным образом на решение оздоровительных задач. В процессе утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Утренняя гимнастика начинается с построения, а потом уже разные виды ходьбы, бега, прыжки.
Комплексы для гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физ. занятиях.
Подготовка воспитателя к занятиям
Заранее подготовить места для занятий физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь,
разместить его. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.
Система проведения физкультурных занятий
С детьми от 2 до 3 лет – с подгруппой по 10-12 чел. длител. 15-20 мин;
С детьми от3 до 7 лет – со всей группой одновременно 3 раза в неделю;
в подготовительной группе длительность занятия в соответствии с режимом возрастает и доводится до 35мин.
Гимнастику, подвижные игры лучше проводить в утренние часы (спустя 30мин. после завтрака, или во второй половине дня сразу после дневного сна.
Части физкультурных занятий
Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание.
Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты.
Заключительная – ее назначение снизить физ. нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, под. игры спокойного характера.
Для успешного проведения физкультурных занятий существуют следующие способы организации детей:
Фронтальный способ организации – когда все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные упражнения. Этот способ применяется во всех частях занятия, в т. ч и в основной.
Групповой способ организации – когда группу детей делят на несколько подгрупп и каждая получает отдельное задание.
Индивидуальный способ организации – когда каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся на занятиях с различным содержанием, с целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности. Они подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей.
Физкультминутка должна создавать бодрое настроение, но не перевозбуждать детей.
Физические упражнения в физкультминутках проводятся и в перерывах между занятиями с целью активного отдыха.
Закаливание
Существуют специальные закаливающие процедуры:
водные: обтирание, обливание, душ, купание – являются эффективным средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
воздушные ванны – улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов.
солнечные ванны – благотворно влияют на организм.
Эффективность влияния закаливающих процедур на организм возрастает, если они сочетаются с физическими упражнениями.
Подвижные игры
Подвижные игры широко используются в ДОУ как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней прогулке. Так же дети могут объединяться в подгруппы и играть утром (до утренней гимнастики) и в перерывах между занятиями.
Утром (до утренней гимнастики, особенно летом и весной, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям.
В перерывах между занятиями особенно если они связанны с неподвижной позой, полезны игры средней и малой подвижности хорошо знакомые детям.
На вечерней прогулке полезно организовывать игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно.
Прогулки
Основное значение прогулок – активный отдых, а также закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентироваться на местности.
На прогулке используются знакомые детям физические упражнения.
Индивидуальная работа с детьми
Индивидуальная работа направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или небольшими группами.
Самостоятельными занятиями необходимо руководить, но делая это надо не стесняя инициативы детей.
Дыхательная гимнастика
улучшает носовое дыхание;
ликвидирует заболевания верхних дыхательных путей;
улучшает состояние сердечно-сосудистой системы;
улучшает зрение, память;
ликвидирует различные неврозы;
улучшает работу органов пищеварения;
укрепляет сосуды на ногах;
улучшает звучание голоса.
Работа с родителями.
Беседы
Индивидуальные консультации
Семинары – практикумы
Информационные стенды
Родительские собрания
Совместные праздники, конкурсы, соревнования
Дни и недели здоровья
Анкетирование и др.
Физкультурные досуги
Это организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания.
Досуги проводят 1-2 раза в месяц длительностью 15-25 мин в средней группе, 25-35 мин в старшей и подготовительной группах.
Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттракционы, эстафеты.
Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается.
Физкультурные праздники
В ДОУ всегда отмечаются общенародные праздники: 1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, а также Новый год и выпуск детей в школу.
В программу каждого праздника включаются физические упражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на музыкальных и других занятиях, а также и на физкультурных. Движения, включенные в программу праздника должны быть хорошо знакомы детям и проводиться так чтобы было весело и интересно зрителям и исполнителям. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования и должны соответствовать содержанию праздника. В программе праздника должно быть предусмотрено чередование движений с отдыхом.
В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники, содержанием которых являются одни упражнения.
В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы дети не переутомлялись, нужно дозировать упражнения (с учетом особенностей каждого возраста) и не превышать установленные нормы длительности праздника (не более 50мин.).
КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ
1. Помни: Здоровье не все, но все без здоровья – ничто!
2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
3. Здоровье – не только физическая сила, но и душевное равновесие.
4. Здоровье – это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
5. Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
6. Здоровье – это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
7. Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений.
8. Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.
9. Здоровье – это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и от твоего образа жизни.
10. Хочешь быть здоровым – подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
11. Помни: солнце нам друг и все мы – дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
12. Ходи периодически по земле босиком – земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
13. Учись правильно дышать – спокойно, неглубоко и равномерно.
14. Семья - наша опора и наше счастье делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.
15. Здоровье – наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокутить. Хочешь быть здоровым – будь им!