Елена Завалишина
Опыт работы «Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
"Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры".
Воспитатель высшей категории
Завалишина Елена Юрьевна
2016 год
Введение.
Теоретическая часть
1. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
2. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования
Публикация «Опыт работы „Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
познавательного интереса у дошкольников.
Практическая часть
1. Исследование проблемных ситуаций при изучении учебного материала с использованием дидактических игр.
2. Развитие познавательного интереса посредством проблемных задач исследовательского характера.
Заключение.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Введение
Детство – это период усиленного развития, воспитания и обучения. Все мы знаем, что детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От качественной и своевременной подготовки ребенка к
школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения
Необходимо выбирать методы и формы обучения наиболее приближенные к естественной детской среде.
Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Нельзя лишать ребенка игровой практики, так как, это лишает его главного источника развития, ведь для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.
Интерес ребенка является лучшим стимулом к обучению, можно отметить, что необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребёнка посредством игровой деятельности в воспитательно – образовательном процессе.
Таким образом, я постаралась в своей образовательной деятельности показать всю важность обучающей, дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования её в обучении и воспитании младших дошкольников.
Теоретическая часть.
1. Я старалась использовать тот или иной приём в процессе обучения и воспитания, зная, с какой категорией детей мне предстоит работать, следовательно, прежде всего я учитывала психологические особенности детей и то, какие виды дидактических игр приемлемы для этого возраста. В своей образовательной деятельности я опираюсь на теоретические разработки и практику известных ученых, педагогов: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, а так же Р. А. Шевцова, Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова, Л. А. Венгер, Е. Н. Панова, Е. Акулова.
Хорошо известно, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Поэтому от современных дошкольников требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Л. С. Выготский писал о том, что обучение должно вести за собой развитие. В нашем детском саду дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Моя основная задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в дидактических играх.
Не случайно дидактическая игра часто выполняет функцию исследования, в процессе нее обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Дидактическая игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Известный французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Следовательно, средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. Процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Соответственно, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.
2. Я работаю по Программе разработанной в соответствии с ФГОС Дошкольного Образования, воспитания и обучения в детском саду, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности : игре, общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, художественно–театральной деятельности, труде.
Я считаю, что именно в этих видах деятельности, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения.
Известные педагоги и психологи утверждают, что именно дидактическая игра неразрывно связана с дошкольным обучением, и указывают на необходимость использования дидактической игры в процессе воспитания детей в дошкольном учреждении. Многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования дидактических игр в развитии дошкольников.
Поэтому я стараюсь организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно. Всем известно, что одним из средств воспитания и обучения дошкольников является совместная деятельность в игре, где дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих игровых действий, обсуждения результатов. В многообразии дидактических игр содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности.
Моя задача - выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации дидактических игр, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка, создание условий самореализации ребенка во взаимоотношениях в совместной, увлекательной деятельности.
Моя практика показывает, что для обучения и воспитания дошкольника как личности, воспитатели должны целенаправленно над этим работать, используя эффективные методы и средства.
В дошкольных учреждениях обращается внимание на повышенную потребность многих родителей в хорошо воспитанном, дружелюбном, доброжелательном ребенке, игровая деятельность в этом отношении и выступает как воздействие на воспитание дружелюбия, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие познавательных способностей и речевой активности малышей.
Многие отечественные и зарубежные педагоги считают актуальной проблему недостаточного использования возможностей дидактических игр в обучении и воспитании младших дошкольников. Существует гипотеза: что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста.
Практическая часть
Я, учитывая актуальность проблемы и важность её для развития детей, поставила перед собой цель: способствовать развитию младших дошкольников в дидактических играх, так как игра, это не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.
Мною выбран предмет исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса.
Были поставлены задачи:
• Изучить новинки психолого-педагогической и методической литературы по проблеме обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх.
• Найти и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий организации дидактических игр с дошкольниками, влияющих на эффективность воспитательно – образовательного процесса.
• Обогатить предметно-развивающую среду в своей группе.
• Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и для родителей.
Цель моей работы – подобрать и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности. Практическая значимость работы заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий.
Актуальность и перспективность выбранной темы:
Всем известно, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста интеллектуальный труд очень не лёгок, нужно помнить, что основной метод развития - проблемно – поисковый, а главная форма организации - игра.
Я считаю, что данная проблема актуальна тем, что дидактическая игра в общей системе методов и приёмов, активизирует умственную деятельность детей. Успешное решение образовательных и воспитательных задач дошкольников в процессе обучения возможно лишь при умелом использовании различных дидактических игр. Используя дидактические игры можно успешно осуществлять не только задачи умственного воспитания детей, но и формирование таких качеств, как умение доводить начатое дело до конца, подчинять свои действия достижению поставленной цели. Я использую дидактические игры для того, чтобы закрепить, активизировать и привести в систему знания детей.
Условия возникновения и становления опыта.
В работе с детьми, я заметила, что дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий. Если на занятиях дети не смогли уяснить значения совершаемых действий, то они выполняют их механически. Я задалась вопросом: Как избежать формального усвоения материала?
Для этого:
• изучила теоретический материал по данной проблеме;
• подобрала литературу, игры, упражнения по теме опыта;
• составила перспективный план;
• проводила открытые мероприятия.
Область применения.
Дошкольный возраст с 3 до 7 лет.
Трудоёмкость.
Выявление проблемы. Подбор литературы, практического материала.
Система работы.
1) Выявление проблемы.
2) Подбор и изучение литературы, формирование информационного поля (т. к. при систематическом применении ряда игр и упражнений, как в детском саду, так и в домашних условиях может положительно влиять на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи).
3) Проведение родительских собраний с целью ознакомления проводимой работы; проведение индивидуальных консультаций с родителями.
4) Даны открытые занятия с использованием дидактических игр.
Результативность.
В своей работе с дошкольниками я большое значение придаю дидактическим играм, стараюсь их использовать как на занятиях, так в самостоятельной деятельности детей. Методикой проведения и изучением дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты. Некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают её одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определённый объём знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыка ми умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления.
Продуктивность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Дошкольник воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Важное значение имеют дидактические игры для умственного развития детей. Играя с игрушками, разными предметами, с картинками у ребёнка происходит накопление чувственного опыта. Собирая пазлы, разбирая и складывая матрёшку, подбирая парные картинки - ребенок учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Разнообразные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Заинтересованность игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. В итоге, все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к
школе.
Важная особенность дидактических игр состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме: дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Я считаю, что дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганизации детей. В целом, дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Обучаясь с дидактическими играми дети овладевают специфическими способами игровой деятельности - игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Созданные игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций с самими детьми.
Как одно из средств обучения, дидактическая игра может служить основной частью занятия. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дошкольники осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, поэтому использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, рисованию, музыке, познавательному развитию.
Дети с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретенные игры в магазине, так и сделанные своими руками. Большую помощь в изготовлении различных развивающих игр мне оказывают родители. Они сделали игры – шнуровки для развития моторики «Еж и грибы», «Яблонька с яблочками», «Уточки на озере»; игры с прищепками разных цветов. Так же собрали для познавательной деятельности коллекции из различных тканей, для развития тактильных ощущений у детей.
В своей практике я часто использую игры-занятия, с применением дидактических игр. В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает содержание игр, методические приёмы их проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми, систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через игры – занятия сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и др.).
Особенность дидактических игр – занятий состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Используя разнообразный материал, дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно – печатные и словесные.
Применяемые игры – занятия с дидактическими игрушками воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Игры с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу – он старается добиться результата, следовательно, в этих действиях заложены предпосылки трудовой деятельности, умения, которые приобретают дети под руководством взрослого в играх с дидактическими игрушками, имеют большое значение в развитии самостоятельной игры.
Разнообразные настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей. В процессе этих игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображениях на картинках (парные картинки, лото, домино и т. п.). Так же к этому виду занятий относится и рассматривание картинок, изображённых на кубе, фланелеграфе и т. п.
Используются мною и разнообразные и умственные задачи, решаемые на занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации, обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление цело из частей.
Важную роль в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры, они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, учатся воспринимать художественные произведения и произведения устного народного творчества. Речевое развитие, приобретённое в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Взаимодействия детей в словесных дидактических играх побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
Моя задача, в дидактических играх формировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Широкое распространение таких средств информации, как телевидение, радио, кино, дети уже в дошкольном возрасте накапливают массу впечатлений, представлений, сведений об окружающей жизни, которая оказывает огромное воздействие на чувства, речь, взаимоотношения и поведение детей. Этот объём информации, получаемый в детском саду, дома, в ближайшем окружении, не может быть переработан детьми самостоятельно, поэтому, чтобы активно влиять на развитие детей, нужно учитывать в своей работе все источники информации и получаемые детьми впечатления.
Внедряя в свою работу эту тему, я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.
Учится, играя - идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком, которое с лихвой вознаграждается - блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.