Галина Макеева
Опыт работы «Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли».
Л. С. Выготский
Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости.
Публикация «Опыт работы „Развитие логического мышления через формирование элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Невозможность разрешить трудности привычным путем и мы должны побудить ребенка к активному поиску средств и способов решения задач.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполниться 14 лет и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.
Степень новизны моего педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов непосредственно образовательной деятельности по формированию логического мышления.
Занимаясь с детьми, мною было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, И. Я. Лернер) показали:
-ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;
-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы;
Проблемность обучения в ДОУ (Мы также можем сказать о проблемности)
1. Контрастность в развитии дошкольников : некоторые дети опережают сверстников в развитии. Необходим индивидуальный подход в обучении.
2. Недостаточность занятий по ФЭМП – 1 раз в неделю. Это должно компенсироваться повседневной игровой деятельностью.
3. Уделение игре большей роли.
Цель - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников и подготовка к успешному обучению в школе.
Опыт работы по данному направлению опирается на требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Г. С.
В ходе работы выдвинуты :
Задачи:
• обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
• подготовить пространственную среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.
В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• рассматривание;
• чтение художественной литературы и т. д.
Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды:
логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, игровой набор игры: «Запоминай, не зевай!», «Ее величество точка», «Капризная принцесса», «Волшебный мешочек», «Туристический автобус», «Одного поля ягода», «Большая стирка».
загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросыс математическим смыслом (этот материал создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном).
игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик», кубики «Сложи узор»; (Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач).
дидактические игры: («Живые числа», «Сложи фигуру», «Сложи из палочек», «Матрешки», «Подбери фигуру», «12 месяцев», «Угадай, какое число пропущено», «Сломанная машина», «Встань на свое место».
Настольно-печатные игры («Большой — маленький»; «Один — много», «Логическое домино»; «Цвет и форма»).
Свои развивающие игры я широко использовала в непосредственно - образовательной деятельности по математическому развитию, в «Тихом уголке» в математической игротеке, в свободной, игровой деятельности детей, в виде дидактических игр в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями : в игровых минутках.
Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я развивала интерес к моделированию, к знаковым системам, к кодированию чисел, а так же самостоятельности в решении того или иного задания. Дети старшего дошкольного возраста быстрее включаются в решение проблемы. Здесь дети всегда были полноценными участниками: они горячо обсуждали возможные варианты решения заданий. В процессе таких заданий дети овладевали основными действиями логического мышления - сравнение, воссоздание целого из частей, процессом моделирования, поиском закономерности, предметно-схематическими моделями, элементами кодирования и картографии.
Все игры - задания я разделила на несколько групп:
1. Репродуктивные.
Игры, требующие применение приобретенных заранее знаний или способов действия.
Названия игр: «Назови предмет одним словом», «Съедобное - несъедобное», «Рыбы – птицы - звери».
2. Тренировочные.
Задания, требующие от ребенка подражанию образцу взрослого.
Названия игр: «Назови предмет в ряду», «Я знаю 5…», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру».
3. Творческие.
Игры, требующие от ребенка поисковой активности при выполнении нового.
Названия игр: «Белый лист», «Ход конем», «Игры с обручами», «Вычислительная машина».
4. Частично - поисковые.
Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска решения.
Названия игр: «Лабиринты», «Головоломки», «Танграм».
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.
Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, у ребёнка будет развито логическое мышление.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствование работы по развитию логического мышления через ФЭМП и предполагает поиск путей во взаимосвязи детского сада и семьи, поскольку и цель – всестороннее развитие ребёнка и подготовка его к школе – у нас единая.
Формы, которые я использую в работе по данной теме, разнообразны:
Беседы, дискуссии, консультации.
Оформление стендов, папок – передвижек.
Проведение открытых мероприятий для родителей.
Вывод:
Итак, развитие логического мышления через ФЭМП, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.