Кира Мартынова
Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Ритмопластика как инновационный
метод работы с детьми в рамках
музыкально-образовательных технологий»
Идея опыта : В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Использование средств ритмопластической гимнастики положительно сказывается на совершенствовании «школы» движений - ритмичности, пластичности, музыкальности и двигательных качеств
Цель: Развитие художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления; расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Задачи: Формировать активность, сознательность, самостоятельность, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Способствовать раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Условия возникновения опыта
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников.
Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, что 77 % родителей, как никогда раньше, главной задачей считают "научить ребенка красиво двигаться».
Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.
Наличие теоретической базы
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.
Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Профессор И. П. Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче.
Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне.
Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.
Актуальность и перспективность опыта
Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Ритмопластика - это сочетание лечебной физкультуры и хореографии.
Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.
Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.
Ритмопластика способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.
В процессе освоения ритмического рисунка, воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания.
Своеобразие и новизна опыта
Разработанный инновационный проект «Движение и дети»
позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по развитию танцевальных движений как одного из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
В работе :
- показано, что ритмическое развитие детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной музыкальной деятельности;
- обоснована необходимость в приобщении ребенка к танцевальному искусству на ранних этапах дошкольного детства как основы для гармоничного развития;
Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: целенаправленности, целостности и непрерывности, гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения и принцип художественно-развивающего воздействия.
Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами воспитательно-развивающей работы
Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса обеспечивает единство социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребенка.
Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении музыкального руководителя и детей, предполагающий ориентацию на личность ребенка.
Принцип демократизации предполагает совместное участие музыкального руководителя, воспитателей и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.
Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и развития, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.
Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип художественно-развивающего воздействия. Он предполагает использование музыкально-образовательных технологий, направленных на решение задач художественно-эстетического развития детей и одновременно на развитие пластической культуры.
Адресная направленность
Опытом работы могут воспользоваться в практике музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений.
Результативность опыта
Системная организация работы по реализации проекта привела к достижению максимально-возможных результатов:
- у детей отмечается развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве, координировать музыку и движение, проявление творческих способностей;
- сформированы лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально-ритмической деятельности;
- появился интерес к танцу, ритмопластике;
- обогащение дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке различных жанров;
- проявление индивидуальности, нравственно-коммуникативных качеств.
Опыт работы представлен проектом «Движение и дети», конспектами непосредственной образовательной деятельности, викториной «В мире ритма», методическими разработками, концертной программой при открытии нового детского сада, развлечениями; консультациями родителям и воспитателям, данными внутреннего мониторинга.