МААМ-картинки

Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»

Кира Мартынова
Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:

«Ритмопластика как инновационный

метод работы с детьми в рамках

музыкально-образовательных технологий»

Идея опыта : В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Темочки:

Использование средств ритмопластической гимнастики положительно сказывается на совершенствовании «школы» движений - ритмичности, пластичности, музыкальности и двигательных качеств

Цель: Развитие художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления; расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.

Задачи: Формировать активность, сознательность, самостоятельность, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Способствовать раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.

Условия возникновения опыта

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников.

Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, что 77 % родителей, как никогда раньше, главной задачей считают "научить ребенка красиво двигаться».

Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.

Наличие теоретической базы

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.

Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Профессор И. П. Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче.

Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне.

Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.

Актуальность и перспективность опыта

Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Ритмопластика - это сочетание лечебной физкультуры и хореографии.

Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.

Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Ритмопластика способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

В процессе освоения ритмического рисунка, воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания.

Своеобразие и новизна опыта

Разработанный инновационный проект «Движение и дети»

позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по развитию танцевальных движений как одного из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

В работе :

- показано, что ритмическое развитие детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной музыкальной деятельности;

- обоснована необходимость в приобщении ребенка к танцевальному искусству на ранних этапах дошкольного детства как основы для гармоничного развития;

Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: целенаправленности, целостности и непрерывности, гуманизма, демократизации, индивидуализации, дифференциации и интеграции, принцип развивающего обучения и принцип художественно-развивающего воздействия.

Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами воспитательно-развивающей работы

Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса обеспечивает единство социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребенка.

Принцип гуманизации заключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении музыкального руководителя и детей, предполагающий ориентацию на личность ребенка.

Принцип демократизации предполагает совместное участие музыкального руководителя, воспитателей и родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни.

Принцип индивидуализации предполагает внедрение новых форм и методов воспитания и развития, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

Принцип дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех подсистем воспитательно-образовательной работы.

Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

Принцип художественно-развивающего воздействия. Он предполагает использование музыкально-образовательных технологий, направленных на решение задач художественно-эстетического развития детей и одновременно на развитие пластической культуры.

Адресная направленность

Опытом работы могут воспользоваться в практике музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений.

Результативность опыта

Системная организация работы по реализации проекта привела к достижению максимально-возможных результатов:

- у детей отмечается развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве, координировать музыку и движение, проявление творческих способностей;

- сформированы лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально-ритмической деятельности;

- появился интерес к танцу, ритмопластике;

- обогащение дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке различных жанров;

- проявление индивидуальности, нравственно-коммуникативных качеств.

Опыт работы представлен проектом «Движение и дети», конспектами непосредственной образовательной деятельности, викториной «В мире ритма», методическими разработками, концертной программой при открытии нового детского сада, развлечениями; консультациями родителям и воспитателям, данными внутреннего мониторинга.

Публикации по теме:

Самоанализ деятельности музыкального руководителя Платон:«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему.

Анализ работы музыкального руководителя АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Первой квалификационной категории Агибаловой Татьяны Владимировны МАДОУ 10 детского сада за 2014-2015.

Годовой отчёт музыкального руководителя в ДОУ За период с 1.09.2015 г. - 31.05.2016 г. Муз. руководителем ДОУ №9 г Буйнакска Рашидовой Кариной была проделана следующая работа: I. Регулярно.

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя в ДОУ Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель.

Эссе музыкального руководителя Есть на земле одна страна, Зовётся музыкой она. Созвучья в ней живут и звуки, Но чьи их открывают руки? Кто заставляет мир звучать, Когда.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность.

Портфолио музыкального руководителя Портфолио музыкального руководителя МБДОУ детского сада «Теремок» Солдуп Анай-Хаак Алексеевны. Слайд2. Я, Солдуп Анай-Хаак Алексеевна Музыкальный.

Работа с социумом музыкального руководителя Работа с социумом Музыкального руководителя. Модель социального партнёрства ДОУ предполагает несколько направлений взаимодействия, в том.

Советы родителям от музыкального руководителя Советы родителям от музыкального руководителя. 1. Слушайте дома музыку. Чтение книг в сопровождении спокойной музыки положительно влияет.

Эссе музыкального руководителя «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека». В. Сухомлинский Первые впечатления от искусства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»
Опубликовано: 1 июня 2016 в 00:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Кира Мартынова (УИ 143249) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД