МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»

Елена Чуднова
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот вид деятельности доступен даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делает активность ребёнка более увлекательной и интересной.

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность“» размещена в разделах

Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Достаточный уровень развития моторики является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков - таких, как письмо, речь, навыки самообслуживания. Без развития мелкой моторики ребенок будет ощущать дискомфорт в современном мире, это скажется как в школе, (проблемы с речью и письмом, так и в быту (застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами и т. д.).

Кольцова М. М. отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Е. В. Моржина, В. В. Цвынтарный, А. Е. Белая, В. И. Мирясова, А. В. Антонова предлагают различные средства и методики развития мелкой моторики руки :

-поделки из бумаги

-конструирование

-пальчиковая гимнастика

-предметная деятельность

-изобразительная деятельность.

По мнению Е. П. Пименовой, И. Я. Гинцбург, А. Г. Ковалева изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки. С помощью изобразительной деятельности ребенок овладевает следующими действиями:

• захватывающими (пинцетный захват - большим и указательным пальцами руки; щепотью - большим, указательным, средним пальцами кисти руки; горстью – всеми пальцами кисти руки) – что говорит о умении держать ручку, пользоваться ей, а значит избежать проблем с письмом в начальной школе;

• соотносящими (удержание в одной руке предмета, манипуляции другой рукой, раскладывание деталей на определенную поверхность, соотнесение частей при шнуровке деталей, застегивании пуговиц, крючков, кнопок, молний и т. п.) – поможет ребенку в самообслуживании;

• интегративными (объединяющими разные движения двух рук при вырезании деталей, наматывании ниток на основу, и т. п.) – обеспечит безопасное пользование ножницами и другими опасными предметами;

• закручивающими (захват двумя пальцами – большим и указательным с проворачивающими движениями относительно друг друга; захват тремя пальцами – большим, указательным, средним с поворотом кисти руки; захват всеми пальцами кисти с поворотом кисти) – умение манипулировать предметами, изучать окружающий мир.

У детей посещающих мою группу я наблюдала общее моторное отставание : они неуверенно удерживали в руках карандаш, рисовали карандашом без нажима, не могли лепить из глины, пластилина, застёгивать даже крупные пуговицы, шнуровать, не могли строить из мелких деталей конструктора. И я решила начать работу по развитию у детей мелкой моторики средствами изобразительной деятельности.

С этой целью мною был разработан план деятельности :

1. Изучить работы известных методистов, работающих по моей теме.

2. Познакомиться с опытом педагогов нашего ДОУ по организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник.

3. Пополнить развивающую среду в группе необходимыми материалами.

4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству по развитию мелкой моторики средствами изодеятельности.

5. Провести консультации для родителей по методике пальчиковых игр, нетрадиционным техникам рисования.

6. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с учётом возрастных особенностей.

7. Организовать мини-музей «Русская изба» (знакомство с традиционными русскими промыслами).

Целью деятельности воспитателя по моей теме является развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.

Задачи:

- развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и пальцев;

- изучить технические навыки при работе с нетрадиционными техниками;

- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Работу по теме я начала во 2ой младшей группе с пальчиковых игр: ежедневно за 3-5 минут до обеда, мы играли с детьми в подобные игры. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка, рекомендовала подобные игры и родителям. Для творчества детей в свободной деятельности с помощью родителей был оснащён специальный уголок с оборудованием и материалом в достаточном количестве.

Во 2ой младшей группе дети овладели следующими нетрадиционными приё мами рисования:

-рисование пальчиками;

-рисование ладошками.

В этом же учебном году был организован открытый просмотр НОД по художественно-эстетическому развитию в интеграции с познавательным «

в которой использовалась техника пластилинографии.

В средней группе работа по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности была мною продолжена: дети овладели следующими техниками:

-тычок жесткой полусухой кистью;

-печать поролоном;

- рисование восковыми мелками и акварелью;

- отпечатки листьев;

- рисование ватными палочками.

Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей деятельности. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, только когда видят на выставке детские работы. Поэтому мною еженедельно организуются выставки детских рисунков. С помощью родителей мне удалось оформить в группе мини-музей «Русская изба», где представлены предметы обихода, оформленные в стиле народного творчества (печь, матрёшки, деревянная посуда, скатерти, «чугунок»,«рушники», вышивки и т. п.).

Систематическая работа по развитию мелкой моторики руки средствами изобразительной деятельности позволила достичь следующих положительных результатов: кисть руки у детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. У детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются изобразительные навыки, происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. Повышается уровень развития речи детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует художественно-эстетическое направление в развитии детей.

В дальнейшем планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:

- обводка плоских фигур ( обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.);

- рисование по опорным точкам;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- печать по трафарету;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- набрызг;

- кляксография.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук через вышивание лентами на картоне» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Большое стимулирующее влияние.

Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста»Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Опыт работы по развитию мелкой моторики. Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Зюбина Вера Леонидовна.

Опыт работы «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» 1. ВВЕДЕНИЕ Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики через игры с песком Развитие мелкой моторики через игры с песком. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,.

Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание «Винни пух и все все все»Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание «Винни пух и все все все» Развитие мелкой моторики рук через продуктивную деятельность-торцевание. «Винни пух и все все все» Развитие тонкой ручной моторики является.

Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж).Развитие мелкой моторики руки через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (техника граттаж). Как известно, мелкая моторика – это взаимодействие мышечной, нервной, костной и зрительной систем во время выполнения движений кистями рук.

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Занятие по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через творчество» Тема: «Барашек» (из бумажных салфеток) Занятие по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук через творчество» Тема : «Барашек» (из бумажных салфеток) Задачи: 1. Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»
Опубликовано: 22 октября 2016 в 15:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чуднова (УИ 856511) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД