Елена Чуднова
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот вид деятельности доступен даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и делает активность ребёнка более увлекательной и интересной.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Достаточный уровень развития моторики является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков - таких, как письмо, речь, навыки самообслуживания. Без развития мелкой моторики ребенок будет ощущать дискомфорт в современном мире, это скажется как в школе, (проблемы с речью и письмом, так и в быту (застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами и т. д.).
Кольцова М. М. отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.
Е. В. Моржина, В. В. Цвынтарный, А. Е. Белая, В. И. Мирясова, А. В. Антонова предлагают различные средства и методики развития мелкой моторики руки :
-поделки из бумаги
-конструирование
-пальчиковая гимнастика
-предметная деятельность
-изобразительная деятельность.
По мнению Е. П. Пименовой, И. Я. Гинцбург, А. Г. Ковалева изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки. С помощью изобразительной деятельности ребенок овладевает следующими действиями:
• захватывающими (пинцетный захват - большим и указательным пальцами руки; щепотью - большим, указательным, средним пальцами кисти руки; горстью – всеми пальцами кисти руки) – что говорит о умении держать ручку, пользоваться ей, а значит избежать проблем с письмом в начальной школе;
• соотносящими (удержание в одной руке предмета, манипуляции другой рукой, раскладывание деталей на определенную поверхность, соотнесение частей при шнуровке деталей, застегивании пуговиц, крючков, кнопок, молний и т. п.) – поможет ребенку в самообслуживании;
• интегративными (объединяющими разные движения двух рук при вырезании деталей, наматывании ниток на основу, и т. п.) – обеспечит безопасное пользование ножницами и другими опасными предметами;
• закручивающими (захват двумя пальцами – большим и указательным с проворачивающими движениями относительно друг друга; захват тремя пальцами – большим, указательным, средним с поворотом кисти руки; захват всеми пальцами кисти с поворотом кисти) – умение манипулировать предметами, изучать окружающий мир.
У детей посещающих мою группу я наблюдала общее моторное отставание : они неуверенно удерживали в руках карандаш, рисовали карандашом без нажима, не могли лепить из глины, пластилина, застёгивать даже крупные пуговицы, шнуровать, не могли строить из мелких деталей конструктора. И я решила начать работу по развитию у детей мелкой моторики средствами изобразительной деятельности.
С этой целью мною был разработан план деятельности :
1. Изучить работы известных методистов, работающих по моей теме.
2. Познакомиться с опытом педагогов нашего ДОУ по организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник.
3. Пополнить развивающую среду в группе необходимыми материалами.
4. Привлечь родителей к активному сотрудничеству по развитию мелкой моторики средствами изодеятельности.
5. Провести консультации для родителей по методике пальчиковых игр, нетрадиционным техникам рисования.
6. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с учётом возрастных особенностей.
7. Организовать мини-музей «Русская изба» (знакомство с традиционными русскими промыслами).
Целью деятельности воспитателя по моей теме является развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.
Задачи:
- развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и пальцев;
- изучить технические навыки при работе с нетрадиционными техниками;
- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Работу по теме я начала во 2ой младшей группе с пальчиковых игр: ежедневно за 3-5 минут до обеда, мы играли с детьми в подобные игры. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка, рекомендовала подобные игры и родителям. Для творчества детей в свободной деятельности с помощью родителей был оснащён специальный уголок с оборудованием и материалом в достаточном количестве.
Во 2ой младшей группе дети овладели следующими нетрадиционными приё мами рисования:
-рисование пальчиками;
-рисование ладошками.
В этом же учебном году был организован открытый просмотр НОД по художественно-эстетическому развитию в интеграции с познавательным «
в которой использовалась техника пластилинографии.
В средней группе работа по развитию мелкой моторики средствами изобразительной деятельности была мною продолжена: дети овладели следующими техниками:
-тычок жесткой полусухой кистью;
-печать поролоном;
- рисование восковыми мелками и акварелью;
- отпечатки листьев;
- рисование ватными палочками.
Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей деятельности. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, только когда видят на выставке детские работы. Поэтому мною еженедельно организуются выставки детских рисунков. С помощью родителей мне удалось оформить в группе мини-музей «Русская изба», где представлены предметы обихода, оформленные в стиле народного творчества (печь, матрёшки, деревянная посуда, скатерти, «чугунок»,«рушники», вышивки и т. п.).
Систематическая работа по развитию мелкой моторики руки средствами изобразительной деятельности позволила достичь следующих положительных результатов: кисть руки у детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. У детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются изобразительные навыки, происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. Повышается уровень развития речи детей.
В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует художественно-эстетическое направление в развитии детей.
В дальнейшем планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:
- обводка плоских фигур ( обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.);
- рисование по опорным точкам;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- рисование нитками;
- рисование солью;
- набрызг;
- кляксография.