Приложение МААМ

Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Ирина Кириленко
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З. П. Р. и О. Н. Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.

Публикация «Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР» размещена в разделах

Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О. Н. Р. и О. Н. Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития :

-гипер- или гиподинамия;

-мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание)

-общая скованность и замедленность в выполнении движении;

-дискоординация движений;

-несформированность функций равновесия;

-недостаточное развитие чувства ритма;

-нарушение ориентации в пространстве;

-замедленность процесса освоения новых движений;

-нарушение осанки, плоскостопие;

-заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.

Поэтому основными задачами физического воспитания являются :

-забота об охране и укреплении здоровья детей;

-комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей;

-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;

-развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;

-развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;

-формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

-построение двигательного режима;

-формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д. О. У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия. Это: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.

Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня. Это: занятия по физической культуре, которые проводятся 3 раза в неделю: в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Очень важны физкультурно- массовые мероприятия: неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.

Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д. О. У. и семьи: домашние задания, определяемые воспитателем, участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

Таким образом методы оздоровления таковы :

1. Обеспечение здорового образа жизни:

-щадящий режим (адаптация);

- гибкий режим

2. Физические упражнения :

-утренняя гимнастика;

- физкультурно- оздоровительные занятия4

- подвижные и динамические игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,

улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

- спортивные игры;

-дозированная ходьба.

3. Гигиенические и водные процедуры:

- умывание,

- мытьё рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистой среды.

4. Свето- воздушные ванны:

- проветривание помещений;

- прогулки4

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5. Активный отдых:

- развлечения, праздники, игры, забавы;

- дни здоровья.

6. Арома- и фитотерапия:

- ароматизация помещений;

- сеанс фитоаэронизации;

- фитопитание (чай, коктейли, отвары)

7. Диетотерапия:

- рациональное питание;

-индивидуальное меню (аллергия)

8. Свето и цветотерапия:

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение учебного процесса.

9. Музыкотерапия:

- музыкальное сопровождение режимных моментов;

- музыкальное сопровождение фона занятий;

- музыкально- театральная деятельность.

10. Аутотренинг и психогимнастика:

- игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие

невротических состояний;

- игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;

- коррекция поведения.

11. Спецзакаливание:

- босоножье, игровой массаж;

- дыхательная гимнастика.

12. Физиотерапия :

- люстра Чижевского;

- тубус- кварц;

- солюкс.

Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как: 1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении; 2) следить за рациональной одеждой детей; 3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; 4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе; 5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки; 6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка; 7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну; 8) строго соблюдать время, отведённое для сна; 9) выполнять специальные закаливающие мероприятия: воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.

Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З. П. Р. и О. Н. Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически, в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса, включая родителей.

Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей, окружающих нас- основная, главная задача.

Используемая литература

1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.

2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д. О. У. по программе «Остров здоровья». Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.

3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д. О. У., практическое пособие. Автор- составитель О. Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.

Публикации по теме:

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей Развивающая предметно – пространственная среда – это необходимое условие развития ребенка, в том числе и физического. Физические умения.

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста В последние годы изменившиеся условия жизни способствуют пониженной двигательной активности. Статистика свидетельствует, что в течение последних.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой гимнастики Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье Воспитать здоровых детей - это значит приобщить их к двигательной культуре, т. е. сформировать жизненно необходимые двигательные умения и.

Физическое воспитание детей в детском саду Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему спортивно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую.

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем и Челышевой М. П. педагогом психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста»Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Опыт работы «Физическое воспитание детей». Для развития ребенка большое значение имеет формирование личного багажа для оценки своих возможностей и сравнения себя с другими. Я - воспитатель.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики (из опыта работы) «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно- ролевой ритмической гимнастики» Сюжетно-ролевая ритмическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 21:56
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кириленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД