Ирина Кириленко
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание, охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.
Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З. П. Р. и О. Н. Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.
Публикация «Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О. Н. Р. и О. Н. Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития :
-гипер- или гиподинамия;
-мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание)
-общая скованность и замедленность в выполнении движении;
-дискоординация движений;
-несформированность функций равновесия;
-недостаточное развитие чувства ритма;
-нарушение ориентации в пространстве;
-замедленность процесса освоения новых движений;
-нарушение осанки, плоскостопие;
-заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.
Поэтому основными задачами физического воспитания являются :
-забота об охране и укреплении здоровья детей;
-комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей;
-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;
-развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;
-развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;
-формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
-построение двигательного режима;
-формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-обеспечение физического и психического благополучия.
Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д. О. У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия. Это: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.
Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня. Это: занятия по физической культуре, которые проводятся 3 раза в неделю: в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.
Очень важны физкультурно- массовые мероприятия: неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.
Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д. О. У. и семьи: домашние задания, определяемые воспитателем, участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.
Таким образом методы оздоровления таковы :
1. Обеспечение здорового образа жизни:
-щадящий режим (адаптация);
- гибкий режим
2. Физические упражнения :
-утренняя гимнастика;
- физкультурно- оздоровительные занятия4
- подвижные и динамические игры;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,
улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
- спортивные игры;
-дозированная ходьба.
3. Гигиенические и водные процедуры:
- умывание,
- мытьё рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистой среды.
4. Свето- воздушные ванны:
- проветривание помещений;
- прогулки4
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5. Активный отдых:
- развлечения, праздники, игры, забавы;
- дни здоровья.
6. Арома- и фитотерапия:
- ароматизация помещений;
- сеанс фитоаэронизации;
- фитопитание (чай, коктейли, отвары)
7. Диетотерапия:
- рациональное питание;
-индивидуальное меню (аллергия)
8. Свето и цветотерапия:
- обеспечение светового режима;
- цветовое и световое сопровождение учебного процесса.
9. Музыкотерапия:
- музыкальное сопровождение режимных моментов;
- музыкальное сопровождение фона занятий;
- музыкально- театральная деятельность.
10. Аутотренинг и психогимнастика:
- игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие
невротических состояний;
- игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;
- коррекция поведения.
11. Спецзакаливание:
- босоножье, игровой массаж;
- дыхательная гимнастика.
12. Физиотерапия :
- люстра Чижевского;
- тубус- кварц;
- солюкс.
Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как: 1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении; 2) следить за рациональной одеждой детей; 3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; 4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе; 5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки; 6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка; 7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну; 8) строго соблюдать время, отведённое для сна; 9) выполнять специальные закаливающие мероприятия: воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.
Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З. П. Р. и О. Н. Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически, в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса, включая родителей.
Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей, окружающих нас- основная, главная задача.
Используемая литература
1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.
2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д. О. У. по программе «Остров здоровья». Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.
3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д. О. У., практическое пособие. Автор- составитель О. Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.