Наталья Малышева
Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Такая трактовка здоровья поднимает значение физической культуры совершенно на новый уровень: физическая культура становится основой формирования здорового образа жизни.
В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, интеллект, память, внимание, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Публикация «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой гимнастики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Важным условием воспитания детей дошкольного возраста является поиск и использование в практике средств и методов, наиболее полно и эффективно способствующих функциональному совершенствованию детского организма, гармоничному развитию физических, психических и нравственно – волевых качеств ребенка, создающих предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.
Опыт моей работы в качестве инструктора по физическому воспитанию, подвиг меня на использование в занятиях физической культурой как можно больше эмоциональной привлекательности - это составление и использование комплексов ОРУ с небольшим сюжетом.
Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здорового образа жизни; развивает творческие способности ребенка, способствует развитию мышления, воображения, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Утренняя гимнастика не продолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу, ускоряет вхождение организма в деятельность. Утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной деятельности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах. Утренняя гимнастика способствует также хорошей организации начала дня.
Сюжетно-ролевая гимнастика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры - драматизации и содержания сказок, обеспечивающих именно интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольника.
Целью сюжетно-ролевой гимнастики является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трех составляющих ее содержание компонентов -
телесного,
интеллектуального
духовно-мировоззренческого.
Содержание образовательной деятельности с применением гимнастикой сюжетно-ролевой направленности обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Укрепление здоровья и повышение работоспособности детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие двигательных качеств и умений: координации движений, выносливости, развитие силы, гибкости и пластичности, музыкальности.
3. Формирование правильной осанки.
4. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
5. Воспитанию интереса к занятиям физических упражнений через игровую деятельность
6. Развитие творческого воображения и фантазии.
7. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности.
8. Ознакомление с литературными произведениями.
Деятельность по сюжетно-ролевой гимнастике с детьми я организую в рамках основной непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию, музыкальному развитию. В основу этой деятельности я включаю физические и танцевальные упражнения различной направленности, которые выполняются в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее темп, ритм и характер с помощью движений. Работу провожу в форме игры по сюжету сказки, поточным методом и под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить их моторную плотность.
В содержание сюжетно-ролевой гимнастики я включаю следующие разделы:
• строевые упражнения;
• пальчиковая гимнастика;
• танцевально-ритмическая гимнастика;
• игропластика (игровой стретчинг, ритмопластика)
• упражнение для дыхания;
• игровой самомассаж;
• музыкально- подвижные игры;
• креативная гимнастика;
•релаксация
•образно-игровые движения
Перечисленные элементы объединяю в определенной последовательности и связываю с музыкой.
Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого – либо сюжета, например: «Машина», «В лесу», «В зоопарке» и т. д. в такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.
Дети с удовольствием выполняют упражнения, ведь обыкновенная зарядка превращается в маленькое приключение. Дети с большим желанием будут заниматься физкультурой, утренней гимнастикой, хорошо выполнять упражнения. И даже самые ленивые детишки охотно включаются в эту-игру. Да и как иначе? Ведь они не просто выполняют упражнения, а превращаются то в птичек, то в лягушат, то в петрушек и весело и задорно выполняют гимнастику, даже не замечая, что их тело при этом получает физическую нагрузку. Дети играют, и в процессе игры укрепляют свой организм.
Занятия гимнастикой сюжетно–ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Сопереживание через выразительную эмоциональную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются вместе с «козлятами победе над волком», удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного мальчика Буратино. Детям легко, просто и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев любимых сказок.
Обучение основным комплексам упражнений провожу поэтапно.
На первом этапе последовательно изучаем с детьми двигательный материал программы (комплекс упражнений). Упражнения выполняют дети по моему показу.
На втором этапе идет закрепление и уточнение отдельных упражнений и комплекса в целом. Больше внимания уделяю выразительному исполнению, созданию двигательных образов. Дети выполняют фрагменты "сказки" самостоятельно.
На третьем этапе совершенствования, когда хорошо изучены комплексы упражнений усложняю их за счет увеличения дозировки и усложнения техники основных движений. Если на первом этапе я музыкальную фонограмму прерывала для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходили под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания уделила развитию творческой фантазии детей, даю им
возможность придумать свои упражнения, характерные для героев сказки. Многие занимающиеся уже могут выполнять комплексы по памяти.
В результате применения приёмов переход от элементарным к более сложным по координационной структуре движениям осуществляется детьми без особых усилий.
При подготовке к зарядке планирую физическую нагрузку и корректирую во время проведения комплекса. Вижу всех детей и замечаю признаки перенапряжения или недостаточность нагрузки, а также недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Сразу вношу изменения в нагрузку: снижаю или увеличиваю темп движений, уменьшаю или увеличиваю амплитуду движений, перехожу на низкую или высокую интенсивность движений, для чего исключаю или дополняю упражнения подскоками, прыжками, и т. д.
На протяжении всей работы без излишнего напряжения, без муштры и нудной монотонности содействую оптимальному. на мой взгляд, развитию у детей координационных способностей, а также быстроты, гибкости, выносливости.
Работу по данному направлению продолжаю, считаю ее интересной и многранной, поэтому в дальнейшем планирую широко использовать, расширяя и обновляя содержание комплексов утренних гимнастик с сюжетом.
Литература
1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать и метать. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1983.
2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М. : Владос, 2002.
3. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1974.
4. Щебеко В. Д. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Мн. : 1998.
5. Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников.
– М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
6. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144с. (Программа развития.)
8. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Серия «Вместе с детьми»).
9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
10. Сочеванова Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет : Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48С.
11. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.