Наталья Юдакова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему,
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на не хороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом. С. Брандт
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по-особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей. Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленности, и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлнием передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека. Становление человека, как личности, полностью невозможно без осознания его сопричастности к культуре, традициям, истории своего народа, места, где мы живем, где родились. Однако в последнее время эти слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время мы все чаще задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Что нужно нашим детям, для того, чтобы они выросли и не перестали радовать нас своими успехами, своей любовью и вниманием, чтобы наши дети были благополучными во всех отношениях гражданами? Всякий скажет, что детей нужно любить, уделять им много времени и внимания, общаться с ними, интересоваться их чувствами, их внутренним миром.
Сахалинская область – уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей любовь и гордость к малой родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно –прикладном искусстве, которые передаются из поколения в поколение.
Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым языком. Поэтому так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, в детском саду. К сожалению, современные молодые родители, в большинстве своем, не знают национальных традиций духовно –нравственного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению, а образовательное учреждение при определенных условиях, как раз может возродить основы традиционного духовно –нравственного воспитания детей. Для того чтобы начать работу в этой области необходимы определенные условия:
1. Создать предметно-развивающую среду для образовательного процесса.
2. Обеспечить программно-методической и художественной литературой.
В нашем детском саду (при помощи родителей, создана выставка «Русская народная изба», в которой ребята наглядно могут познакомиться с предметами русской старины, с народным бытом и традициями русского народа. Была собрана большая коллекция предметов, прялки, самовары, чугунки, ухваты, самотканые половички, деревянная посуда, музыкальные инструменты и т. д.
Работая с детьми в этом направлении, я поставила перед собой задачи по воспитанию нравственно - патриотических чувств через формирование познавательного интереса к своему краю, расширению и уточнению знаний о родном поселке, городе, острове, его прошлом, настоящем, достопримечательностях, формированию первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях через проведение православных праздников, бесед, развития творческих способностей. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка красок», зимой — «Новогодняя сказка», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Весна - Красна», «Праздник птиц», «Именины березки». В группе появился уголок «Родина моя», в который мы разместили государственные символы России и символику Сахалинской области, Анивского района, фотографии достопримечательностей родного села, природу родного края.
Доброй традицией на протяжении нескольких лет стало сотрудничество с детской библиотекой – проведение совместных праздников, выставок детских работ, викторин, конкурсов. В течении трех лет выезжаем и выступаем с концертами на региональном национально – культурном мероприятии (Татарский сабантуй).
Наше участие способствует гармонизации межнациональных отношений, возрождению народных традиций, объединению людей разных национальностей, укреплению мира и братства между народами Сахалинской области.
Прошло совсем немного времени с тех пор, как мы с ребятами начали говорить о том, с чем играть, что смотреть, как нужно относиться друг к другу. Но они уже уловили разницу между добром и злом, между тем, что хорошо и что плохо. Как сложится их дальнейшая жизнь, не знаю, но хотелось бы, чтоб частичку добра, которую они уже научились дарить друг другу, пронесли через всю свою жизнь и своих детей учили основам нравственным и духовным. Как правило именно в семье должна зарождаться духовная доброта, любовь и понимание.
Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа.