Кристина Куликова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Эта задача является основной не просто так, ведь проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда, а в современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность, так как социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей также появились негативные тенденции: большинство современных родителей не читают детям книги и редко общаются с детьми, их место занял экран телевизора и компьютера, а персонажи современных сказок, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
А детство остается тем временем, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире. Именно в период детства происходит накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Ведь известно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно в этом возрасте детям нужно объяснить и дать понятие о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.
В своей группе мы попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития детей, духовно-нравственного потенциала воспитанников через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на нравственных ценностях и религиозных традициях.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач нами были выделены следующие:
-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.
-формирования гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.
Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья. любовь, добро, верность)
-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, приветливыми, вежливыми, доброжелательными)
В своей работе мы используем разнообразные формы работы в разных видах деятельности:
1.) Первый вид деятельности игра. Игре как эффективному средству духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения всегда придавалось большое значение. Мы играем в такие народные игры: “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”, «колечко- колечко», «Море волнуется», «Гори, гори ясно», «Ручеек» и др.
Также отметим большое значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Именно дидактические игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития и подготовки к обучению в школе, поскольку соединяют в себе и игровую, и обучающую задачу. В своей работе мы используем дидактические игры с национальным колоритом, такие как: «Вещи заблудились», «Рукотворный и нерукотворный мир» ,“Сортируй узоры”, «Путешествуем по сказкам»(помогает закрепить знания детей о народных сказках, о национальных героях и их нравственных характеристиках; воспитывать желание быть похожими на них) и др.
Также мы используем много словесных игр при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры «Окажи внимание другому» (Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры., “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, «Добро — зло»(Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.) и др.
2) Продуктивная деятельность дошкольников дает большие возможности для духовно-нравственного воспитания.
Большой интерес вызывает у детей изготовление поделок для родных и близких к праздникам : открытки для мам и бабушек к 8 Марта, ко дню матери; открытки для пап и дедушек к 23 февраля.
В группе мы любим к праздникам изготавливать коллективные работы: к дню Победы, ,аппликации к православным праздникам Пасха, «Сороки» и т. д. Выставки детского творчества как результат художественной деятельности: рисование,аппликации,лепки
На занятиях по декоративно - прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомились с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Городетская роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных праздников: осенью — «Золотая осень»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «8 марта», «Сороки», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто. Перед праздником я провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Наши мамочки», стенгазеты «Вот такие наши мамы», подарки открытки для ветеранов и т. д
На сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В своей работе я стараюсь помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно- нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Например, к сезонным и народным праздникам дети с родителями изготавливают подделки и мы организуем тематическую выставку. .Так же в этом году была организованна выставка составление генеалогического древа своей семьи, был реализован проект «бабушкин сундук» это способстволо активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Также в этом году наша группа совместно с другими участвовала в Святочных гуляниях. Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Нашим хореографом был показан отчетный концерт, где дети танцевали русские народные танцы: Порушка Параня, Московская кадриль и др. Именно русские народные танцы для детей имеют очень большое значение в изучения культуры и традиций собственного народа. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем русской народной культуры.
3) Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки)
В нашей группе созданы условия способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности: создана предметно-развивающая среда: - различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др. ; - реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски; атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации. Для родителей нами были показаны театрализованные выступления : «Колобок», «Рукавичка»
У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и нравственности. Ведь все лучшие качества личности, «эмоциональный опыт», которые начнут формироваться в детском саду, будут иметь большое значение для дальнейшего развития детей.