Лариса Волостнова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры» размещена в разделах
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребё нка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Наш детский сад работает по программе «Радуга», которая направлена на решение трё х основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяем, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Поэтому стала работать над темой: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры». Определила цель и задачи работы.
Цель – создать условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения, через дидактическую игру.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
— правильная организация и руководство игрой
— правильно сформулированная мотивация
— многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.
— учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Изучив литературу, я выбрала путь, который показался мне самым верным — воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение, стремление оказать помощь, через дидактическую игру.
Работу по воспитанию нравственных качеств начала со второй младшей группы.
Духовно -нравственное воспитание осуществляю через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Игры включаю во все режимные моменты.
Использую различные дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Организуя дидактическую игру «Найди друзей» применила мотивацию к игровой деятельности, создала проблемную ситуацию: рассказала детям о том, что животные из разных местностей обитания собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей, спросила у детей: «Что нужно сделать для того, чтобы друзья нашлись?». Выслушав ответы детей, вместе с ними решили помочь зверушкам найти друг друга.
Для закрепления полученных знаний у детей опрофессия, умению узнавать профессии по описанию, по предметам необходимым для выполнения работы использую игру лото «Профессии».Дети и самостоятельно играют в лото, в игре у детей развивается внимание, сообразительность умение выполнять правила игры. У детей уже хорошие знания о профессиях : врача, повара, полицейского, учителя и др.
Закрепить у детей представление о хороших и плохих поступках мне помогает игра «Что такое хорошо и что такое плохо». Детям раздаются карточки и фишки, синего и красного цвета, используя фишки дети оценивают поступки, самостоятельно делают выводы о представленных ситуациях объясняют своё мнение. В ходе этой игры дети учатся различать хорошие и плохие поступки, видя негативную оценку плохим поступкам, думаю, дети будут стараться их не совершать.
Используя игру «Народные промыслы» знакомлю детей с многообразием узоров народных промыслов России, уважительного отношения к своим национальным корням. В ходе игры у детей совершенствуется представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома».
Очень нравиться детям игра «Моё село», дети крутя стрелку часов, останавливаются на иллюстрации с достопримечательностями нашего села и рассказывают о ней, детям очень нравиться рассказывать о своем селе, о местах где они бывали.
На занятиях использую такие игры как :«С какого дерево листок» ,«Птицы нашего края», «Какие праздники ты знаешь», «Комплементы»,
В группе создан патриотический уголок «Россияне» в котором разместила все дидактические игры по духовно нравственному воспитанию : «Разрезные картинки Былинные богатыри», «Расскажи о своей семье», «Где я живу» и др.
Дети самостоятельно играют в уголке, объединяются в группы по интересам, используя полученный опыт от совместной деятельности.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.