Галина Кузьминова
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13» г. Пласта
Выступление на районном
родительском собрании
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Выполнила:
старший воспитатель
МКДОУ д/с № 13 г. Пласта
Г. С. Кузьминова
2019 год
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Цель:
Публикация «Консультация для родителей „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Задачи:
• Довести до понимания родителей ценности передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
• Укреплять и поддерживать связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества через основы народной педагогики.
• Сохранение духовно-нравственных семейных ценностей;
• Довести до сознания родителей о необходимости нравственного воспитания;
• Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания своих детей;
• Пробудить у родителей интерес к процессу образования в детском саду.
Использованы материалы: интернет – ресурсов, фотоматериалов, ролики «Письмо детей родителям», «Социальная реклама для родителей». Создана презентация по данной теме.
Слайд 1
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Слайд 2
В науке нет единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовности. Существует многообразие подходов, можно выделить в них общее.
Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе.
В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих).
Духовно – нравственное воспитание происходит при взаимодействии родителей, как первых и важных учителей своих детей, педагогов и самого ребенка.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Слайд 3
Цель воспитания :
1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Слайд 4
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
5. Воспитание духовно-нравственных чувств, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Слайд 5
В основу формирования духовно – нравственного развития положены основные ценности слайд 5.
Слайд 6
Источниками духовно – нравственного воспитания являются….
Слайд 7
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Слайд 8
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки неотносятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что дома его ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки.
Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли. Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоение моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваиваются ребенком. Именно поэтому родительство - это, действительно, великая ответственность, ведь от того, какие образцы заложат родители в душу ребенка, во многом зависит его дальнейшая судьба. По этому поводу очень точно говорил священник Валентин Марков, «. ребенок вырос не сам по себе, он как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья - это целостный организм. И проблемы молодого росточка - это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви».
Слайд 9
Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.
РОЛИК
Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств мы ведем вместе с родителями : сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры мы используем следующие методы:
групповые родительские собрания;
консультации;
дни открытых дверей;
папки-передвижки.
Слайд 10
Направленийдуховно-нравственного воспитания много, можно рассмотреть более приемлемые, например…. Слайд 10.
Слайд 11
Возможно, родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо родителям учитывать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно родители поставлены на 1 ступень развития духовно – нравственной личности.
Слайд 12
При совместном общении дети подражают своим родителям, стараются быть лучше, самостоятельнее.
Слайд 13
Здесь проявляется и утверждается собственное «Я», нужность себя в жизни, родителям, обществу, взаимовыручка. Проведение праздников – соблюдение традиций, познание прошлого. Слайд 14
По следующему направлению СЛАЙД 15реализуется формирование нравственной личности через следующие мероприятия….
Следующие фрагменты дошкольников являются подтверждением того, что совместно с семьей идет увлечение, игра, оздоровление.
Слайды 17-20
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе, что рекомендуется и родителям, мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.
В дошкольном учреждении для формирования духовно – нравственной личности проводятся следующие мероприятия, в семье так же можно использовать некоторые виды из названных.
Слайд 21по направлению «Я и моя Родина» со слайда
Слайд 22Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.
Слайд23Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Слайд 24,25,26 Одним из принципов работы по духовно-нравственному развитию дошкольников природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами. 4.
Слайд 27
Как говорилось ранее, первыми, главными, важными учителями своих детей являются родители, но направляют воспитательный процесс педагоги учреждений.
Воспитательная деятельность представлена в доступных для детей формах и объеме. Она призвана раскрыть внутренний мир детей и помочь им стать добрее, чище, счастливее. В занятиях сочетаются три тенденции — воспитательная, образовательная и развлекательная. Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана на том, чтобы дать детям представление о добре и зле.
Слайд 28 В учреждения направляющими и ответственными являются педагоги, которые не только организуют воспитательный процесс, но и личным показываютпример духовно – нравственной личности.
Слайд 29
А сейчас предлагается опрос для обдумывания: так ли в Вашей семье происходит формирование духовно – нравственной личности. Может разумно что то поменять, чтобы стали лучше взаимоотношения, стали ближе со своим ребенком, более открыты. И процесс формирования духовно – нравственной личности шел успешнее.
Слайд 30
Рекомендации родителям :
В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети дошкольного возраста игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте этого за него.
Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.
Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам, духовно – нравственным качествам.
Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку.
Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора, компьютера.
Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».
Слайд 31
Если как говорилось раньше, осуществлять подход в формировании духовно – нравственной личности вместе: родители – педагоги – общественность
У нас должен получиться данный портрет! Слайд 32
Слайд 33
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
В нашем садике есть проявление вышесказанного.
Слайд 34
Только объединив усилия педагогов и родителей, мы сможем возродить утраченные духовно - нравственные ценности и способствовать воспитанию духовно – нравственной личности.