Гульнур Хабибуллина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства –
это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее
благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце
крупинки человечности, из которых складывается личность»
Василий Александрович Сухомлинский
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда была одна из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Актуальность задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» : «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
В настоящий момент в духовно-нравственном воспитании детей появились негативные тенденции. В современном мире место книг все больше занимает экран телевизора, телефоны и компьютеры. Персонажи сказок, герои мультфильмов и игр, которые смотрят и играют современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Так же во многих семьях возвышаются материальные ценности над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Не все родители понимают, что все накопленные знания могут быть бесполезными без нравственных и духовных качеств человека. Поэтому на современном этапе развития образования нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Мой творческий план, направленный на речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе тесно связан с духовно-нравственным воспитанием. Так как художественная литература оказывает большое влияние на чувства дошкольников своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать и помогать.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста я определила цель : способствовать формированию духовно-нравственных представлений воспитанников в процессе ознакомления с художественной литературой и для достижения цели, определила следующие задачи:
1. Способствовать формированию у детей интереса к книгам;
2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки главных героев;
3. Формировать опыт оценки хороших и плохих поступков;
4. Способствовать развитию отзывчивости, сопереживания, милосердия, сострадания;
5. Содействовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и беречь красоту посредством художественной литературы;
6. Совершенствовать умение слушать новые сказки, рассказы, стихотворения, следить за развитием действия.
Знакомство детей с художественной литературой начала с народного творчества – потешек. Используя потешки, показывала детям что такое хорошо и что такое плохо, например, «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принёс». Потешка помогает вызывать эмоциональный отклик у детей, положительное отношение к окружающим, например, с помощью потешек-утешек («Не плачь, не плачь», «Придет киска не спеша и погладит малыша» и т. д.) учила детей проявлять сочувствие к окружающим.
Также, кроме потешек я использую пословицы и поговорки. Поучения заключенные в них быстро воспринимаются и запоминаются. Пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Когда одеваемся на прогулку или на физкультуру медлительному ребенку говорю : «Семеро одного не ждут». Когда ребенок спешит говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». Если же отказывается выполнять работу, применяю такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит». Призываю детей дружить : «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Пословицы и поговорки помогают мне прививать детям нравственные нормы поведения, показывают им моральные эталоны.
Тем не менее самым главным методом является непосредственно чтение художественной литературы. Особое внимание уделяю выразительному чтению, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Во время чтения, для достижения наилучшего контакта с детьми использую приём «глаза в глаза».
Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, побуждаю разрешать противоречия. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
После чтения всегда с детьми провожу беседу по прочитанному, это позволяет сформировать у воспитанников оценку образов, поступков героев. Во время беседы стараюсь задавать детям такие вопросы, ответы на которые требуют мотивации оценок. Например, «Кого тебе жалко в этой сказке?», «Кто из героев больше всего понравился?», «Что больше всего понравилось в произведении?» и т. д.)
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда:
• «Центр книги» с красочными сказками, книгами рассказов и стихотворений, иллюстрированными известными художниками;
• «Уголок уединения» для возможности побыть одному, подумать и отдохнуть;
• «Центр театра» «В гостях у сказки» с пальчиковым, настольным, театром Би-ба-бо. Всё это находится в доступном для детей месте.
Еще одним методом духовно-нравственного воспитания является театрализованная деятельность. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей в театрализованной деятельности способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Дети очень любят одевать костюмы героев сказок и показывать сказки своим одногруппникам.
Взаимодействуя с родителями: в начале года провела опрос по теме «Семейное чтение» (участвовали 23 респондента, результаты опроса показали:
уголок с книгами есть у более половины семей (17 из 23)
читают ребенку книги: 5 семей – каждый день, - 11 семей- когда попросит ребёнок; иногда (редко) – 7 семей.
Почти у всех детей есть любимые книги. У 3 детей вообще нет любимого произведения.
Почти все опрошенные родители проводят с детьми беседу по прочитанному произведению. (кроме 3 семей)
Многие семьи считают важным обсудить с ребёнком прочитанное (кроме 2 семей)
В практике воспитания детей все опрошенные родители используют примеры ситуаций или поведения литературных героев.
Все семьи считают, что необходимо прививать интерес к чтению.
Используя анкетные данные, пришла к выводу, что родители стремятся к формированию у детей читательского интереса, понимают, что книга является богатейшим средством духовного развития ребенка.
В работе с родителями использовала консультации «Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста», «Приобщение ребенка к художественной литературе», индивидуальные беседы с родителями, памятки для родителей («Как поддерживать у детей интерес к чтению», «Что читать детям 4-5 лет»).
Таким образом, в ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Стали проявлять больше доброжелательности, сочувствия, сострадания, сопереживания как при высказывании своего отношения к героям произведений, так и к друг другу. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
В результате приобщения воспитанников к чтению на практике убедилась, что художественные произведения являются богатейшим источником духовно-нравственного развития детей, прививают любовь к нашей культуре.