Людмила Синчук
Духовно-нравственное воспитание детей путем организации совместных мероприятий между родителями и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать сохранению и укреплению нравственных устоев семьи, формированию и развитию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения через активное взаимодействие родителей и ДОУ
Задачи:
Ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей.
Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей путем организации совместных мероприятий между родителями и ДОУ» размещена в разделах
Воспитывать в детях духовно нравственные чувства и приучать к этическим нормам поведения, самодисциплине.
Актуальность: В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро. Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. У дошкольников, обращает на себя внимание, сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре, отсутствие способности к сопереживанию другим людям. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Сейчас говорят, что на детей влияет улица и средства массовой информации, но большее влияние производит семья. [1]
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. [2]
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса, взаимодействия образовательных учреждений и семьи должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Духовно – нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла, эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством и преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательном учреждении, между человеком и традиционной культурой.
В духовно – нравственном воспитании, как и воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которыми активизация позиции семьи осуществляется только за счет психолого – педагогического просвещения родителей силами образовательного воздействия.
Не секрет, что сегодня не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребенка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения.
С уверенностью можно сказать, что педагоги и родители хотят детям добра, мечтают, чтобы они выросли умными, честными и трудолюбивыми людьми. Но как достичь этого знают далеко не все. [3]
В нашем детском саду мы реализовываем взаимодействие образовательного учреждение и семьи, как в традиционных формах: консультирование и просвещение, организация выставок, стенгазет, фотогазет, так и в новых формах: общие активные занятия развития навыков взаимодействия, совместная организация образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.
Для привлечения родителей к совместной организации образовательного процесса, в группе были оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, интересные сообщения по тематике недели, памятки и советы специалистов по вопросам оздоровления и воспитания детей, приглашения к мероприятиям ДОУ. Применяя в своей работе анкеты, опросники и индивидуальные беседы узнала интересы, традиции и обычаи каждой семьи. Эти знания мне пригодились в подготовке и планировании работы по духовно-нравственному воспитанию детей и применила такие формы по реализации данной темы :
- творческие проекты для презентации семейных традиций;
- организация совместных праздников, тематических досугов и развлечений;
- активные формы акции;
В начале учебного года совместно с дедушкой одного из воспитанников проводили спортивный досуг. Дедушка рассказал о пользе занятия спортом и ведением здорового образа жизни, познакомил детей со спортивной игрой файербол и провел веселые старты.
В рамках «Дня здоровья» в ДОУ родители стали активными участниками педагогического процесса: утренней гимнастики, в дидактических играх про здоровый образ жизни, вместе с детьми делали взбадривающую и дыхательную гимнастику, прошли по массажным дорожкам и освоили масс ажные точки по Уманской, закончили день совместной пробежкой вокруг детского сада «Кросс здоровья».
Совместное занятие «Азбука безопасности. Контакты с незнакомыми людьми» было проведено с папой ребенка специалистом УФСИН, который провел беседу о том, что важно быть внимательным, а главное знать как поступать в разных ситуациях.
В творческих проектах родители вместе с детьми составляли свое древо семьи, рассказывали о своих традициях и презентовали подвижные игры с элементами фольклора, воспитывающие доброту и милосердие по отношению к окружающим.
Активное участие принимали родители в различных акциях, таких как : «Голубь мира», посвященный 9 мая; в создании открытки ко дню пожилого человека; в литературных чтениях, посвященные омским писателям и поэтам. Сейчас мы с родителями принимаем участие в проекте «Родительская школа». И будем продолжать традицию: совместной организации образовательной деятельности. У нас также запланированы фольклорные праздники: «Рождественская сказка», «Весёлая ярмарка»
Работа с семьями воспитанников нашего детского сада дала положительные результаты, изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, и родителей со своими детьми. Привлечение семьи к жизни детского сада в вопросах воспитания духовно-нравственной личности ребенка является неотъемлемой частью работы ДОУ, где результатом может стать сильная, этически образованная и морально крепкая ячейка общества. И это работа не одного дня и не одного года. Только совместные усилия государства, образования и семьи могут дать положительный результат в формировании духовных ценностей ребенка.
Литература:
1. Лысковская Епархия. Духовно -нравственное воспитание дошкольников по программе «Зёрнышко» https://lyskovskaya-eparhya.ru/education/vospitanie/
2. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. / Д. В. Чернилевский — М. : РИО МГТА, 2003.
3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей – м. : “Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).