Елена Троегубцева
«Дом пуговки». Познавательно-творческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
II младшая группа
Актуальность и идея проекта
Идея проекта возникла случайно : у воспитанника не получилось застегнуть пуговицу на рубашке. Воспитатель помогла ему. Затем попросила остальных дошкольников показать, как они умеют застёгивать пуговицы. Не все дошкольники справились с заданием.
Публикация «„Дом пуговки“, Познавательно-творческий проект» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Поэтому вначале была поставлена задача – научить воспитанников самостоятельно застёгивать и расстёгивать пуговицы. Чтобы поддержать интерес детей к пуговицам, воспитатель рассказала, что эта вещь появилась давно и необходима человеку. Затем воспитатель попросила дошкольников найти дома интересные пуговицы и рассмотреть их. Дети стали приносить понравившиеся пуговицы в детский сад.
В любом возрасте дети любознательны и задают взрослым множество вопросов, особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Любят находить сходства и отличия предметов, учатся делать выводы из полученной информации. Поэтому они с удовольствием включились в коллекционирование пуговиц в группе.
Коллекционирование – полезное для дошкольников занятие. Оно носит интегрированный характер, т. е. связано с формированием элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Однако возможности ребёнка в этот возрастной период невелики. Ему нужна помощь взрослого, чтобы удовлетворить свои познавательные интересы. Причём от позиции взрослого – поддерживает он интерес к коллекционированию или относится равнодушно – зависит степень увлечённости ребёнка.
В группах младшего дошкольного возраста много детей с неровным поведением, двигательно-активных, тревожных, малообщительных, застенчивых. Установить гармоничные взаимоотношения с ними можно, если найти общее дело, совместить интересы ребёнка и взрослого. Поэтому воспитатели пригласили родителей к совместному коллекционированию и попросили принести необычные пуговицы.
Вскоре коллекция пуговиц стала такой большой, что их некуда было складывать. Воспитатели совместно с детьми решили сделать для них «Дом пуговки». С этого начался одноименный проект.
Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития мелкой моторики у малышей, а, следовательно, и вспомогательным материалом для развития речи. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания развивающих игр, ковриков, шнуровок. С ними можно отправиться в страну «Занимательная математика», в которой ребенок легко и просто может освоить с помощью пуговиц счет, научиться сортировать их по форме (круглая, квадратная, треугольная, по цвету, по материалу.
Конечно, не надо забывать о правилах безопасности, работая с пуговицами.
Содержание этапов реализации проекта
Реализация проекта по созданию «Дома пуговки» проходила два месяца в несколько этапов.
На подготовительном этапе сформулировали тему проекта, его цели и задачи, разработали модель «Дома пуговки».
Затем с помощью модели двух вопросов «Что я знаю?», «Что я знать хочу?» выяснили представление воспитанников о пуговицах. На их основе сформулировали темы познавательно-исследовательской деятельности :
• Что означает слово «пуговица»?
• Чем люди пользовались до изобретения пуговиц?
• Какими были первые пуговицы?
• Каких видов бывают пуговицы?
• Из каких материалов делают пуговицы?
• Какие есть способы пришивания пуговиц?
• Для чего ещё, помимо застежки, используют пуговицы?
Также воспитатель обозначил этапы познавательно-исследовательской деятельности и результат, который предполагалось получить в конце проекта.
Основной этап включал сбор и оформление экспонатов (пуговиц разной формы, размера, материала, поиск информации о них.
Совместно с воспитателем дети систематизировали пуговицы по цвету, размеру, структуре, форме, материалу. В конце беседы они узнали, что слово «пуговица» произошла от слова «пугать».
Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, дети знакомились с пословицами и поговорками о пуговицах.
В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что они пришиты по-разному.
Дети с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика.
На заключительном этапе был создан «Дом пуговки», разные виды пуговиц «поселились» в своих комнатах.
Так из маленькой вещицы вырос большой познавательный проект. Он не требовал значительных затрат времени и ресурсов, но принес ощутимые результаты, удалось не только увлечь дошкольников занятиями в детском саду, но и сформировать необходимые навыки самообслуживания, сенсорные навыки.
Проект способствовал развитию у детей связной речи, памяти, внимания, мышления, расширению кругозора, объединил педагогов, родителей и детей общей идеей.
Литература
1. Малышева Н. Ю. Проект «Дом пуговки» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9, 2016 г.
2. Интернет ресурсы