Наталья Ракитина
Познавательно-творческий проект: «Зимушка-хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта: Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение данного времени работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-хрустальная» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Публикация «Познавательно-творческий проект: „Зимушка-хрустальная“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта:
Познавательно-творческий;
Срок реализации - 2 недели;
Участники проекта - дети, воспитатели, родители.
Деятельность по реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный.
- выбор темы проекта;
- определение цели и задач проекта;
- составление плана работы;
- изучение методической и художественной литературы;
- подготовка оборудования, материалов;
- предварительная работа с родителями;
Целью проекта считаю:
- формирование представлений о зиме через различные виды деятельности приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокру ребенка.
Задачи проекта:
• расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность;
• знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий);
• создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду;
• учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы;
• развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников;
• вызывать положительные эмоции, чувства восхищения природой;
• вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю пору;
• развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Планируемые результаты - приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом; повышение познавательной активности;
усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
II. Основной этап:
Познание (формирование целостной картины мира).
• Беседа «Зимушка - хрустальная»
Задачи: уточнять и расширять представления о времени года- зиме, о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль, о сезонных изменениях в неживой природе). Развивать у детей интерес к окружающему миру, явлениям природы, зимовке животных, птиц, насекомых, рыб. Развивать память, внимание. Воспитывать умение вести диалог с воспитателем и со сверстниками,выражать своё мнение.
• Беседа «Зима и зимние забавы»
Задачи: обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расширять словарь за счет слов-действий, слов-признаков. Обучать объяснять и понимать смысл пословиц.
• Беседа «Что может случиться, когда катаешься на санках?»
Задачи: закрепить знания о правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
• Беседа: «Почему зимой холодно?»
Задачи: формировать представление о причинах сезонных явлений, развивать познавательный интерес (наблюдательность, любознательность) и мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ). Развитие навыков связной речи, развитие слухового восприятия и внимания, коррекция эмоционально – волевой сферы.
• Викторина «Зимушка - зима»
Задачи: закрепить признаки зимы, вспомнить пословицы и поговорки, зимние игры. Развивать логическое мышление, внимание, память. Создать праздничное настроение.
Познавтельно-исследовательская деятельность:
• Опыт: «Глубина снежного покрова»
обсудить с детьми, когда, по их мнению, величина снежного покрова была
больше: сегодня или в день предыдущего измерения, предложить
аргументировать. Сделали вывод о том, что толщина снега зависит от
поверхности, на которой он лежит. Например на ровной поверхности: стол и
лавочки высота снежного покрова больше, чем на горке и крыше домика. Ребята
обратили внимание на то, что высота снега у стены здания больше, так как ветер
сдул снег с ровной поверхности.
• Опыт: «Превращение цветной воды в разноцветные льдинки»
Задачи: расширять знания детей о свойствах воды и льда, развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты, развивать познавательный интерес.
• Опыт: «Теплый сугроб»
(Мы рассказываем детям, что медведь зимой спит, укрытый снегом, почему же ему не холодно? Не только из-за тёплой шубы и жира, а ещё из-за свойств снега. Для эксперимента мы приготовили две ёмкости с водой. Затем одну ёмкость оставили на воздухе, а другую закопали в сугроб. На следующей день во время прогулки откопали бутылку, которая лежала в сугробе. В бутылке, которая лежала на снегу вода застыла полностью, а в сугробе – вода частично застыла. Дети сделали вывод, что в сугробе теплее)
Задачи: формировать у детей учебно-познавательные компетенции; умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, описывать результаты.
• Опыт: «Откуда берётся иней»
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Дети сделали вывод: при нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Задачи: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
• Опыт «Лед и соль»
Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом. Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других.
Задачи: развивать внимание, интеллектуальные способности, умение делать вывод. Умение проводить несложные эксперименты.
Художественное творчество.
Рисование:
• «Зимушка - хрустальная»
Задачи: закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные
особенности зимы. Развивать умение удачно располагать части изображения
на листе, рисовать красками.
• «Зимний лес»
Задачи: продолжать изучать жанр живописи «пейзаж», учить отличать его от других жанров живописи; продолжать учить рисовать деревья и кустарники; продолжать учить правильно пользоваться гуашью; способствовать развитию мелкой моторики рук через прорисовывание мелких деталей; воспитывать любовь к природе.
• «Морозные узоры»
Задачи: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике «кружевоплетение». Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.
• «Ночная сказка»
Задачи: продолжаем учить детей передавать в рисунке части суток; закрепить приемы рисования гуашью, развивать воображение, образное мышление.
• «Зимние забавы»
Задачи: продолжать учить рисовать фигуру человека (ребенка) в зимней одежде комбинезоне, передавая форму частей тела, их расположение, пропорцию; закреплять умения передавать простые движения рук и ног. Развивать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Развивать творческое воображение, фантазии.
Лепка:
• «Мы гуляем на участке»
Задачи: побуждать рассказывать последовательно о зимних играх на участке, используя сложные предложения. Побуждать создавать общие композиции. Упражнять в лепке человека в движении, используя приемы надрезания стекой, оттягивания и сглаживания поверхности.
• «Снеговик»
Задачи: упражнять в создании полуобъемных фигур в техники пластилинографии. Побуждать дополнять изображения снега, выполнять его в технике мятой бумаги.
Труд.
Конструирование
• «Усадьба Зимушки»
Задачи: побуждать создавать и украшать постройку в русском народном стиле. Закреплять умение работать в подгруппах.
• Заготовка корма для птиц, кормление птиц.
Коммуникация.
Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «12 месяцев»; р. н. с. «Снегурочка»; К. Бальмонт «Снежинка»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; М. Зверев «Следы на снегу»; А. Толстой «Зимовье зверей»; загадки, пословицы, поговорки; рассматривание картин великих художников.
Развитие речи.
• Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «На севере диком, чтение стихотворения М. Лермонтова «На севере диком»
Задачи: формировать умение описывать пейзажную картину, используя образные выражения из стихотворения. Помочь почувствовать выразительность и красоту стихотворения, соотносить поэтические и живописные образы.
• Рассматривание репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь»
Задачи: закреплять знания о зимнихпризнаках, закреплять умение подбирать эпитеты для определения состояния погоды. Предложить детям сочинить свое стихотворение. Развивать творческие способности.
• Составление рассказа «Как Маша варежку потеряла»
Задачи: учить развивать сюжет рассказа, начатого воспитателем. Активизировать в речи союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Упражнять в определении настроения и художественных особенностей картины.
Музыка.
• Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года» (зима)
Задачи: научить определять характер и настроение прослушанной музыки; развивать музыкальные и творческие способности детей, умение использовать знакомые движения в импровизированном танце; научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
• Развлечение «Веселая коляда»
Задачи: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками. Воспитание духовно-нравственных качеств: доброта, миролюбие, великодушие, щедрость; желание дарить людям радость. Воспитывать у детей чувство прекрасного, культуру поведения на мероприятии.
• Литературно-музыкальный вечер «Зимушка - хрустальная»
Задачи: создать волшебное настроение при помощи стихов и музыки. Развивать коммуникативные способности, память, умение читать стихи интонационно.
Социализация.
Дидактические игры: «Бывает - не бывает»; «Назови ласково»; «Загадай, мы отгадаем»; «Кто больше назовет действий»; «Закончи мое предложение».
Задачи: формировать смекалку, сообразительность, логическое мышление, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Работа с родителями.
Совместное речетворчество; разучивание стихов; сбор информации, художественной литературы, иллюстраций.
III. Заключительный эт
ап. [/b]
Продукт проектной деятельности:
Сборник стихов и рассказов.
Анализ результатов работы:
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности;
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней;
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
- расширился и активизировался словарный запас;
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, с удовольствием принимали участие в создании альбома стихов и рассказов о зиме.
Список литературы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе.
Масленникова О. Н., Филиппенко А. А. "Экологические проекты в детском саду" - Волгоград: Учитель, 2013 г.