Анна Потапова
Дидактические игры для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Игра разложи по цвету».
Материал: 2 прозрачных ведёрка с цветным дном красного и жёлтого цвета (можно использовать и другие цвета). Коробочка с крышками от лимонада этих же цветов (фишки).
Задачи:
1. Фиксировать внимание детей на цветовых свойствах фишек.
2. Формировать простейшие приёмы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
3. Развивать и активизировать речь детей, учить понимать слова: цвет, такой, не такой, разные, жёлтый, красный, много, одна, по одной.
Публикация «Дидактические игры для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Подготовка к игре: рассмотреть фишки, обращая, внимания на одинаковую форму, но разный цвет.
Ход игры : В коробке фишки 2-х цветов. Рядом стоят два прозрачных ведёрка с дном тех же цветов. Воспитатель предлагает разложить фишки по цвету. На первом этапе воспитатель демонстрирует действие, сопровождая словесным пояснением: Возьмём одну фишку, она жёлтая положим её в жёлтое ведро, а теперь ты бери по одной ( обязательно употреблять слова: такой, не такой цвет.) фишке и раскладывай в ведёрки. После того, как ребёнок усвоил игру можно изменить цвет фишек и вёдер или усложнить игру, добавив, ещё другие цвета.
2. «Картинки-половинки. Фрукты»
Задачи:
1. Учить узнавать и называть фрукты.
2. Складывать разрезанную картинку, состоящую из двух частей.
3. Расширять словарный запас названиями предметов и действиями с ними.
4. Развивать зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.
5. Вызвать у детей желание радоваться своему успеху.
Материалы: карточки с изображением фруктов, разрезанные на 2 части.
Ход игры : игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.
Педагог:
Давай вместе посмотрим картинки.
Что это? Картинка не целая. Давай найдем к ней другу половинку.
Что теперь получилось? Что предмет делает?
Варианты: выложить картинку; методом приложения; по памяти.
3. «Тактильная коробка»
Задачи:
1. Создание эмоционально положительного настроения.
2. Развитие интереса и побуждения к действиям.
3. Формирование представлений о предметах.
4. Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).
5. Развитие мелкой моторики руки.
Материал: тактильная коробка сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.
Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т. д. Также, в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т. д.
Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.
Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения. Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т. д.
Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей (при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).
4. «Спрячь мышку»
Задачи:
1. Учить детей подбирать предметы по цвету.
2. Формировать умение различать и называть основные цвета.
3. Расширять словарный запас названиями основных цветов.
4. Развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.
5. Вызвать у детей желание помочь мышке, желание радоваться своему успешному результату.
Материалы: большие карточки с изображением домиков разных цветов, 8 разноцветных квадратиков.
Ход игры : игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком, необходимо помочь мышке спрятаться от кошки, кто справился, тот хлопает сам себе.
Педагог: Мышке нужно спрятаться, для этого мы закроем окошко так, чтобы кошка ее не нашла.
Какого цвета домик?
Какого цвета квадратик нужно взять?
Получилось? Похлопай сам себе.
Варианты: закрыть окошко: по памяти; методом приложения; по образцу педагога.
5.«Кружочки»
Задачи:
1. Развитие тактильных ощущений.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Формирование математических представлений.
Материал: пособие состоит из 10 разноцветных кружочков, сшитых из кусочков ткани и наполненные разными семенами, зернами, косточками. На одной из сторон нашиты маленькие кружочки.
Ход игры : детям предлагается рассмотреть кружочки, назвать какого они цвета определить какие семена или зерна в них находятся. Затем они выкладывают их по порядку, закрепляя счет. Далее педагог предлагает ребенку выбрать любой кружок, ощупать его и найти ему пару по содержимому в нём среди других.
6. «Божья коровка»
Задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;
2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером.
3. Знакомить с различными материалами.
Материалы: Божья коровка, фигуры разного диаметра и цвета.
Ход игры : взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.
7. «Протяни дорожку»
Задачи:
1. Развитие тактильных ощущений.
2. Расширять словарный запас названиями предметов и действиями с ними.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развивать зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.
Материалы: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.
Ход игры : Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.
8. «Волшебные кубики»
Задачи:
1. Научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы,
2. Зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок,
4. Развитие внимания, усидчивости.
Материалы: волшебные мягкие кубик с застежками, шнуровкой, завязками, пуговицами.
Ход игры : Воспитатель предлагает волшебные мягкие кубики и учит детей определенным умением. (Застигнуть, расстегнуть, зашнуровать, завязать.)