Ольга Ивановна Слепцова
Дидактические игры в коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ОНР
Актуальность данной проблемы обосновывается тем, что одним из ведущих симптомов в структуре общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста являются фонетические и фонематические нарушения, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой системы. Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, признаками фонематической и лексико-грамматической недостаточности ограничивают речевое общение. Из-за этого возникают психологические изменения в эмоционально-волевой сфере, формируются отрицательные качества характера (застенчивость, неуверенность, тревожность). Если вовремя не уделить должного внимания проблеме звукопроизношения, то эти трудности в дальнейшем могут сказаться на обучении в школе.
Публикация «Дидактические игры в коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Реализация данной проблемы осуществляется в рамках адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП). Работа по коррекции звукопроизношения является одним из основных разделов данной программы. Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и структуру ОНР, мы используем в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием игровой подход, в основе которого понимание значения игры для развития психики дошкольника (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.).
В ФГОС ДО также подчеркивается, что основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для дошкольников является игра, что особенно актуально для коррекционной деятельности.
Цель работы – использование игровых технологий посредством разнообразных дидактических игр в процессе коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Создать в группе условия и предметно-практическую развивающую среду для осуществления игрового подхода в связи с задачами коррекции звукопроизношения.
2. Осуществлять процесс коррекции звукопроизношения, в том числе посредством разнообразных дидактических игр как комплексной игровой технологии.
3. Мотивировать детей к самостоятельному использованию дидактических игр во внеучебной деятельности, создавая у них заинтересованность в автоматизации поставленных звуков.
4. Организовать просветительскую работу с родителями воспитанников для осуществления преемственности в процессе коррекции для достижения устойчивых речевых изменений.
5. Воспитывать у детей личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, интерес к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками, умение анализировать свои успехи.
Система коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения и качественного фонематического восприятия строится на основе игровой технологии обучения посредством дидактических (обучающих) игр. Дидактическая игра, с позиций дошкольной педагогики, это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, одно из средств коррекции звукопроизношения (Т. В. Волосовец, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., воспитания и обучения детей дошкольного возраста (А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Е. Ф. Архипова и др.).
Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, дидактические игры, игровые упражнения помогают акцентировать интерес и внимание дошкольника на правильном звучании речи, создают мотивацию, предупреждают утомление, помогают чередовать виды речевой деятельности и тем самым повышают эффективность коррекционной работы.
В целях достижения положительного результата в коррекции звукопроизношения педагогическую деятельность осуществляем поэтапно.
I этап – изучение состояния звукопроизношения у детей группы «Сказка», создание материальных развивающих условий для реализации игровой технологии, оснащение среды дидактическими играми, подбор дидактических игр в соответствии с направлениями логопедической работы по коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия.
II этап – организация процесса коррекции звукопроизношения с использованием дидактических игр на всех этапах овладения звукопроизносительными навыками : 1) подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков; 2) формирование первичных произносительных умений и навыков (постановка звука, отработка произнесения изолированного звука, автоматизация звука); 3) формирование коммуникативных умений и навыков, развитие способности безошибочно употреблять звуки во всех ситуациях речевого общения, в свободной речи.
III этап – повторная диагностика состояния звукопроизношения у детей на момент окончания коррекционного обучения, выявление динамики звукопроизношения, подведение итогов, определение перспектив работы.
Результаты проведения дидактических игр с детьми по коррекции фонетико-фонематической стороны речи на основании качественного анализа также показали следующее:
• дети познакомились с дидактическими играми, а в некоторые из них стали играть с большим желанием, также проявляют попытки играть в знакомые игры самостоятельно совместно со сверстниками;
• у детей улучшилась способность к различению звуков, к точности повторения заданных слогов, слов и фраз;
• дети стали говорить более четко, начали лучше контролировать свою речь;
• большинство детей научились правильно определять положение каждого звука в слове, придумывать слова по инструкциям;
• дети стали внимательнее к звукам родной речи, к слову.
Подводя итоги, следует отметить, что использование игровых технологий, в частности дидактических речевых игр, в собственной педагогической практике влияет на качество звукопроизношения у детей. Игровая мотивация стимулирует детей к заинтересованному овладению навыками правильного звукопроизношения.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития: обогащение словаря, тренировка правильной артикуляции звуков, нормализация произношения, формирование звукового анализа и синтеза, навыков дифференциации звуков. При проведении дидактических игр мы использовали принципы отбора: учет возраста детей, степень выраженности фонетического недоразвития речи, систематичность и последовательность, эмоциональность тона, что позволяет вызвать у детей живой интерес к овладению навыками правильного звукопроизношения.
Дидактические игры были направлены не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи, на совершенствование лексико-грамматической ее стороны, а также на развитие всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).