Ольга Мирошниченко
Конспект беседы «Особо охраняемые природные территории»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Формирование представления об особо охраняемых территориях - представление о заповедниках, заказниках, национальных парках, о роли охраняемых территорий.
Задачи:
Сформировать устойчивый интерес к наблюдению за природой;
Содействовать усвоению навыков экологического поведения;
Расширить знания детей об охраняемых природных территориях;
Развивать познавательный интерес детей;
Воспитывать бережное отношение к природе; ответственность за деятельность человека, осуществляемую в природе;
Развивать навыки: анализировать, делать выводы, устной речи;
Воспитывать любовь к природе;
Мотивация
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
Пришвин писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
Ход беседы
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Теперь нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
Скажите, почему возникает необходимость защиты и охраны природы?
А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?
Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки?
Люди стали создавать особо охраняемые природные территории – это территории и объекты, где запрещена полностью или частично хозяйственная деятельность людей, в целях сохранения природы.
Эти территории важны из-за особой научной, учебно - просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности.
Ещё в стародавние времена, племена, населявшие территорию нашей страны, выделяли необычные объекты природы: водные источники с особо чистой или целебной водой, выходы примечательных горных пород и минералов, деревья-патриархи, места концентрации полезных растений и животных. Понимая их значение, они брали их под охрану, объявляя священными.
Позднее, возникла еще одна форма охраны — запрет на использование растительности и охоту в местах захоронения предков славян — «жальниках». Именно в это время приобретает широкое распространение термин «заповедник», т. е. повеление, запрещение, находящееся под запретом, охраной.
Несомненный вклад в дальнейшее формирование заповедников внес Петр I указом об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью.
Понятие "заповедники", главным образом, связано с охраной лесов, что создавало благоприятные условия для существования животного мира.
Когда-то старинное русское слово "заказывать" имело совсем не такое значение, как сейчас. Оно означало делать что-либо недоступным или запретным. Т. е. "заказать" значило "запретить". Природный заказник – это территория, которая имеет особенное значение для восстановления или сохранения тех или иных природных комплексов или же их отдельных компонентов, а также для поддержания экологического баланса.
В декабре 1916 г. царским правительством, на берегу озера Байкал был создан первые государственные заповедники — Баргузинский и Кедровая падь (1916г.). Самый большой по площади Арктический заповедник (4 млн. км 2).
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Основные виды охраняемых территорий - Заповедники, заказники, национальные парки.
Заповедник– главный вид охраняемых территорий, наиболее надежно обеспечивающий охрану природы, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
Целью заповедников является охрана всех живых существ и растениц, населяющих охраняемую территорию. В заповедниках вмешательство человека сведено к минимуму. Заповедник представляет собой территорию, где абсолютно все объекты природы попадают под охрану: почва, водоемы, животный и растительный мир. Для того чтобы посетить заповедник, требуется получение специального разрешения. Здесь также не распахивают землю и не скашивают траву, нельзя на территории организовывать охоту, рыбалку, собирать грибы и ягоды.
Заповедники играют исключительную роль в научных исследованиях – в них были добыты многие первичные данные о состоянии животного и растительного мира. Ну и, наконец, заповедники выполняют чисто эстетичную функцию – радуют глаз посетителей. Каждый заповедник – природный музей. При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать.
Заповедники – это участки территории, характерные для какой – то определенной природной зоны или пояса.
Статус заповедника в нашей стране – самая строжайшая форма охраны природы.
Заповедники – это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться
Заказник- На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб. Цель любого заказника - сохранение и развитие отдельных видов животных, птиц и растений.
Например, если на территории заказника охраняются какие-либо виды растений, то охота и рыбалка могут быть разрешены. При неблагоприятных погодных условиях (слишком морозные зимы, засуха и т. д.) в заказниках обычно организуется подкормка животных. Государственные заказники бывают охотничьими, ботаническими или гидрологическими.
Национальными парками называют охраняемые просветительские и исследовательские территории, для которых характерна особая экологическая, историческая и эстетическая ценность. Здесь сочетаются охрана природы, отдых и туризм. Предназначение этих объектов заключается в природоохранной, просветительской, научной и культурной целях, а также в регулировании туризма.
Рефлексия:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
Сергей Смирнов
Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас может считать себя защитником природы.
– Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша.
1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди живут, это небольшая часть, но вред нанести люди могут всей планете.
Невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Вопросы детям:
Ребята, что охраняют заповедники, заказники и национальные парки?
Где нельзя собирать ягоды и грибы?
Где можно гулять, не получая специального разрешения?
Что вы запомнили?
Почему следует охранять и оберегать природу?
Как нужно беречь природу?
Что нельзя делать в лесу?
Нужны ли охраняемые природные территории в нашем районе?
Ответы детей.