Ольга Воропаева
Дидактическая игра в познавательно-речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитания и обучения в детском саду ставит задачи: расширять представления об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по этим признакам, объединять предметы по группе признаков, развивать способность устанавливать простейшие причинно – следственные связи явления. Совершенствовать звуковую культуру речи детей : добиваться чистого произношения слов и звуков, правильной постановки ударений, отвечать краткими и развернутыми предложениями. Обучать простым формам монологической речи.
Публикация «Дидактическая игра в познавательно-речевом развитии детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Фундамент развития речи закладывается в первые годы жизни ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем ответственнее и сложнее задачи развития его речи. Основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный или предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом.
Окружающая ребенка действительность – предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – представляют богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Знакомя детей с окружающим миром, организуя и поправляя познавательную деятельность детей, воспитатель помогает им упорядочить накопленный опыт, обогащает новыми знаниями, воспитывает любознательность, наблюдательность, развивает желание глубже познать окружающий мир.
Знакомство с окружающим – одно из средств формирования устной речи.
Обучающие игры экологического характера используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах, явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов, об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого образа и объекта в природе, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
В процессе обучения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе.
Младший дошкольный возраст.
Воспитатель в ознакомлении детей с окружающими предметами побуждает их к активному восприятию и организует практические действия с ними, то есть осуществляет зрительно – моторное обследование предметов и дает им названия.
На основе восприятия, действия и слова в процессе дидактических игр у детей формируется конкретное представление о предмете. В дидактических играх создаются такие условия, когда в восприятии предметов участвуют как можно больше анализаторов, когда дети могут посмотреть на предмет, потрогать, обследовать рукой, попробовать.
В дидактических играх и упражнениях дети подводятся не только к восприятию предмета в целом, но и умению выделять отдельные признаки, качества предмета, отношение одних предметов к другим, к умению выразить это в речи.
Старший дошкольный возраст.
У детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с этим организуются соответствующие дидактические игры. В играх «Путешествие в страну вещей», «Похожие?», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.
И сейчас мне хотелось бы познакомить вас с дидактической игрой «Животный мир», которую я активно использую в познавательно-речевом развитии детей. Начиная с младшего возраста провожу игру :
«Отгадай, кто это?» Цель: закреплять представления детей о животных, развивать мелкую моторику рук.
«Кто как голос подает» Цель: расширять словарный запас детей, формировать умение правильно произносить звуки
Средний возраст предлагаю игру:
«Дикие и домашние животные» Цель: формировать умение детей делить животных на группы, развивать мелкую моторику рук
«Угадай, кто - где живёт» Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное, развивать мелкую моторику рук
Старший возраст -
«Кто что ест» Цель: формировать знание детей о том, что едят животные ;развивать мелкую моторику рук.
«Рассказы о животных» Цель: формировать знание детей о животных, умение составлять рассказ.
И в заключении мне хотелось бы сказать, конечно, всех дидактических игр в познавательно-речевом развитии детей не назовешь и не перечислишь, да я и не ставила перед собой такой цели. Просто хотела поделиться тем, что использую. И я уверена, что данную работу проводят педагоги во всех детских садах. Ведь дидактические игры – это уникальный вид деятельности: это присущая, понятная, близкая для детей игра, в которой проходит их обучение, расширение знаний, их развитие.