Наталья Петрыкина
Использование сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью игры.
Задачи:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй языка.
Тип занятия:
групповая (по 10 человек)
Форма занятий: игровая
Занятие рассчитано на 30 минут и состоит из:
приветствия;
основной часть;
бесед на тему;
Публикация «Использование сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
игрового упражнения;
заключительной части.
Участники: дети старшей группы.
Возраст обучающихся : 5-6 лет.
Оборудование и материалы: проектор, интерактивная доска, мультфильм "Снегурочка", картина "Зима" А. К. Саврасова, А. Пластов "Первый снег".
Ход занятия:
1 этап. Вовлечение детей (около 5 минут).
Воспитатель (одетая в сказочницу) :
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А вы меня узнали? Я сказочница. Как давно мы не виделись. Осень уступила место зиме. Это волшебное и сказочное время года, весь природный мир замер в крепком сне. Спит холодный лес, укрывшись белой шубкой, не слышно животных. Они прячутся по своим норкам, пережидают долгую зиму, лишь некоторые выходят поохотиться. Только ветер и метель, вечные спутники зимы. И вот я пришла к вам в гости. Как рада видеть вас снова! Предлагаю совершить необычное путешествие в зимний сказочный мир. А туда мы отправимся на волшебном коврелёте. Побываем в городе Сказкограде, (дети садятся на ковер в центре комнаты, по кругу, в котором стоит маленькая елочка).
Воспитатель: Какая красивая елочка, письмо какое- то на ней! (Открывает и читает, письмо от Бабулички – ягулички) :
"Здравствуйте дорогие дети! В нашей сказочной стране случилась беда. Баба Яга заколдовала все сказки, отправила в темницу Деда Мороза и Снегурочку. Сама воображает себя Снегурочкой, а Кощея Бессмертного Дедом Морозом. Мы не знаем, что теперь делать. Помогите нам, пожалуйста!
2 этап: приглашение поучаствовать в сказке (10 минут).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как нам поступить?
Дети: Надо обязательно помочь сказочным жителям!
Воспитатель: Конечно, надо спасти настоящих Деда Мороза и Снегурочку, без них невозможен Новый Год. Что нужно сделать? (Выслушиваются варианты детей). Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки.
Вместе с воспитателем дети произносят волшебные слова.
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись
Появляются на экране картины: А. Пластова "Первый снег"
Воспитатель: Посмотрите ребята, как здесь красиво! (Звучит музыка, к детям выбегает Баба Яга)
Баба Яга: Это я, Бабулечка Ягулечка собственной персоной! А вы кто? Зачем пожаловали?
Воспитатель: Здравствуй Баба Яга! Мы получили письмо от жителей сказочного города. Они попросили им помочь.
Баба Яга: Нажаловались уже? Но вы всё равно не сможете им помочь!
Воспитатель: Это почему!
Баба Яга: Вы, как я уже успела заметить, очень маленькие, и значит ничего не умеете и ничего не знаете. У меня ведь очень сложные задания.
Воспитатель: А вот мы сейчас и проверим, да ребятки? Давай Баба Яга сюда свои задания.
Баба Яга: А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы,
Отвечать на них не просто!
-Кто из вас любит зиму? Почему? (играть в снежки, кататься на санках)
-Какие сказки о зиме вы знаете? (Русская народная сказка "Снегурочка" (в пересказе В. И. Даля, "Мороз-Иванович" (в пересказе В. Ф. Одоевского,"Два Мороза" (в пересказе М. М. Ларионовича, Павел Бажов "Серебряное копытце", "По щучьему веленью" и др.
- Название сказок, в которых есть Дед Мороз (Дед Мороз и лето, "Дед Мороз и Серый волк", "Мороз Иванович" и другие).
-кому посвящено это стихотворение?
Красная девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
-Что вы зимой лепите из снега? (снежную бабу, снеговика.)
- Как звали девочку, которую слепили из снега дед и баба? (Снегурочка)
-Кто вам понравился в этой сказке? Почему?
- Какая была Снегурочка?
- Кто помнит окончание сказки "Снегурочка"? (дети рассказывают).
Воспитатель: Ну как Баба Яга, справились мы с заданием?
Баба Яга: это вам просто повезло. Вот со следующим заданием вы никогда не справитесь. Сейчас Кощей Бессмертный вас всех заморозит.
Входит Кощей Бессмертный:
- Мне талант в подарок дан, заморожу океан. Я в узор украшу окна, в леденящие волокна. В детсады буду ходить и детишек холодить.
3 этап (пауза) физкультминутка (2 мин).
Я мороза не боюсь (воспитатель вместе с детьми)
Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)
Воспитатель:
Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели
Все что есть в моем лесу
Все засыплю, занесу…
Дети:
Не боимся мы пороши (грозят пальцем)
Любим снег – хлопок в ладоши (хлопают)
Руки в стороны, по швам (выполняют движения)
Хватит снега вам и нам (разводят руками в стороны)
Мы теперь метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок! (имитация броска правой рукой)
Прямо в цель летит снежок! (имитация броска левой рукой)
4 этап. Время для сказки (11 мин).
Баба Яга: И с этим заданием вы справились. Хорошо верну Снегурочку и Деда Мороза после последнего испытания.
Воспитатель показывает небольшой отрывок из мультфильма "Снегурочка"
Баба Яга: Ребята, вам жалко Снегурочку? (да)
Воспитатель: давайте с вами придумаем хорошее окончание сказки
"Снегурочка". Делит детей на 2 группы и они придумывают свое окончание сказки. Затем рассказывают.
Воспитатель: молодцы ребята, вы придумали интересное окончание сказки.
5 этап. Заключительный (2 мин).
Баба Яга: Ну, хорошо, сдаюсь, сдаюсь!
Да, вы замечательно подготовились к сегодняшнему занятию. Возвращаю Деда Мороза и Снегурочку в волшебную страну.
Воспитатель: Давайте, дорогие мои, дома вы нарисуете небольшие рисунки из понравившихся вам сказок про зиму.
А я с вами прощаюсь и ухожу в другую сказочную страну.
Приложение.
1. мультфильм "Снегурочка".
2. картина "Зима" А. К. Саврасов.
3. картина "Первый снег" А. Пластов.
4. мультфильм "Мороз Иванович"
Литература:
Баршай В. М. Активные игры для детей : учеб. пособие. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2006г.
Реализация ФГОС в ДОУ" Федеральные государственные образовательные стандарты"–Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2006.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М. : Академия, 2008.
Формы работы с детьми по ФГОС, игровые методы и приёмы в ДОУ в соответствии с ФГОС Доршунова А. С. ,Михеенко Е. М. ,2003г.