Светлана Молоканова
Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников. Для формирования и активизации связной речи детей, наряду с традиционными методами и приемами, мною используются нетрадиционные технологии. Цель моего опыта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных и развивающих технологий. Традиционные методы работы по развитию речи детей –это основа, фундамент без которого никак не обойтись. Они делятся на три основные группы: наглядные методы, словесные и практические. Конечно, все эти методы я использую в своей работе.
Публикация «Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Нетрадиционные методы призваны максимально увеличить эффективность работы по речевому развитию детей. Стоит отметить, что данная работа направлена на взаимодействие не только с детьми, но и взаимодействие с родителями, и сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды. Развитие речи посредством мелкой моторики. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи
Существует много эффективных способов развития мелкой моторики, которые я использовала в своей работе. Хочется остановиться на нестандартной технологии : биоэнергопластике. Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. Заинтересовавшись темой «биоэнергопластика», я сделала несколько пособий, которые использовала для автоматизации поставленных звуков. Также использовала приёмы биоэнергопластики в артикуляционной гимна-стике. Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Интересной по-казалась мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний, об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение ин-формации, и конечно развитие речи. Мнемоквадраты, таблицы, дорожки – использовались при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Модели составлялись как совместно детьми и педагогом, так и самостоятельно детьми.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность и развивать монологическую речь дошкольников, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Дети составляли самостоятельно и совместно с родителями дидактические синквейны на разные лексические темы, таким образом была создана «копилка синквейнов», которая успешно использовалась на занятиях.
При использовании театрализованной деятельности речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Именно поэтому в нашем детском саду успешно существует и творит театральный кружок «Теремок», постановки которого радуют детей и взрослых.
Использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, необходимо научить находить их самостоятельно. С применением ТРИЗ-технологии дети решали противоречия, с помощью метода мозгового штурма находили выход из безвыходных ситуаций, придумывали начало, конец рассказа, сочиняли рассказы от имени кого-либо живого или неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказы небылицы, учились придумывать загадки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Метод проекта компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников. В нашем детском саду реализовывалось большое количество проектов : “Творчество детских писателей” “Моя семья” “Юный котовчанин”, “Мой светофорик” и д. р. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие речи детей, способствует пополнению словарного запаса, тем самым формируя коммуникативную культуру дошкольников. При этом одним из главных факторов, стимулирующих интерес ребенка к чтению, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Мы в нашем детском саду решили применить такую форму работы с семьями дошкольников, как “литературная гостиная”.
Литературная гостиная – это идеальная форма организации совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов.
Мы попытались, оживить эту форму работы, сориентировать на интересы дошкольников и родителей. А начать решили с поэзии. Были проведены литературные гостиные, посвящённые творчеству С. Есенина, где дети услышали не только великолепные стихи, но и романсы, написанные на стихи поэта. Гостиная, посвящённая творчеству А. С. Пушкина, порадовала детей встречей с героями сказок великого поэта.
Такая форма организации образовательной деятельности как “литературная гостиная” позволила не только познакомить дошкольников с великими поэтами, но и создать условия, способствующие развитию у них творческих способностей и эмоционального отклика на содержание поэтических произведений.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Поэтому мы стараемся обогатить среду возможными средствами для обеспечения разнообразной деятельности детей
В заключении хотелось отметить, что разнообразная работа с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями, способствовали положительной динамике развития речи дошкольников.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотех-ники. СПб. ,200
3. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).
4. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.