Светлана Макарова
Практикум «Возможности семьи в речевом развитии и развитии мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей 6 -го года жизни, с влиянием мелкой моторики на развитие речи детей. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.
Предварительная работа.
• анкетирования и индивидуальные беседы с родителями;
• обсуждение вопросов подготовки к семинару с родителями по обмену опытом;
Темочки:
- Мелкая моторика
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• подбор пособий, игр, литературы по теме практикума;
• подбор наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей;
• изготовление папки-передвижки «Пальчиковые игры для малышей»;
• подготовка презентации;
• подбор музыкального сопровождения для мероприятия.
Оборудование и материалы.
• мультимедийная установка, музыкальный центр, документкамера.
• игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей.
Актуальность: в ходе бесед с родителями и анализа предложенных анкет выяснилось, что родителей беспокоит речевое развитие детей. Многие из них знают, что мелкая моторика помогает развивать речь малышей, но им необходима помощь в использовании игр и пособий для развития мелкой моторики. Они не знают, какие виды игрушек и пособий развивают мелкую моторику рук малышей и в конечном счете способствуют развитию речи.
Ход мероприятия:(звучит спокойная музыка)
Предложить родителям в начале встречи обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.
2. Общение ребенка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение художественной литературы детям.
6. Игра ребенка со взрослыми и со сверстниками.
У родителей лежат карточки с текстами.
Задание родителям. Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.
1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует свой вопрос. Хорошо, когда вопрос побуждает ребенка к более полному ответу. Предположите, как будут отвечать дети 5 -6 лет на следующие вопросы. Выберите из них наиболее удачный:
• Что нарисовано на картинке?
• Что делают дети на картинке?
• О чем рассказал художник в картине?
Примерный ответ:
• перечисление изображенных предметов;
• описание картины;
• истолкование картины.
2. «Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы».
В каком возрасте проявлял себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?
Примерный ответ. Вопросы «Кто? Что? Какой?» характерны для детей 3 – 4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удержать его внимание, нежели познавательная активность ребенка. Поэтому нередко, недослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем – то неизвестным, попытке понять что – то неизвестное, осмыслении нового.
3. «Наш Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но мы считаем, что он будет хорошо учиться и без этого, ведь он так по – взрослому рассуждает».
Оцените позицию родителей. Можно ли развивать речь ребенка не развивая мелкую моторику рук.
Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать ее с целью. Занятия лепкой и рисованием способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом и развивает речь ребенка.
На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях. В ходе проведения игр надо подчеркнуть их пользу для семейного общения и развития речи ребенка.
Дети загадывают родителям загадки:
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на. РАКЕТЕ
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Носит обувь из резины,
А зовут её. МАШИНА
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная… КАРТОШКА
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня. ЦЫПЛЕНОК
Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь. ПИРОГ
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… ЗАРЯДКУ
Я хорошая игрушка –
Каждой девушке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. КУКЛА
Он в лесу у нас живёт,
Лечит весь лесной народ.
Всем на помощь он спешит -
Добрый доктор. АЙБОЛИТ
Дети предлагают родителям поиграть в игру «Измени в слове звук, чтобы получилось новое слово». Поочередно родители и дети образуют новые слова:
мышка – миска
уточка – удочка
коза – коса
почка – бочка
лак – рак
люк – лук
Предложить взрослым и детям слепить из соленого теста игрушку на выбор.
Сначала родители вместе с детьми выполняют пальчиковую игру «Сороконожки».
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали,
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Показ последовательности лепки поделки проводится с использованием документкамеры.
Рекомендация родителям литературы по лепке из соленого теста