Елена Ткаченко
Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников»
Актуальность
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников» размещена в разделах
Дети в группе имеют разный уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний.
Речевое развитие в ДОУ включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для речевого развития детей в детском саду созданы все условия: оборудованы книжный и речевой уголок, уголок ряженья и сюжетно - ролевой игры.
Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
• побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
• способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
• совершенствовать разговорную речь, слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова;
• формировать грамматический строй речи и т. д.
• воспитывать звуковую культуру речи;
• обогащать словарь;
• развивать связную речь.
Дидактическая игра «Речевые кубики»
• 1 группа - Существительные
Начинаем играть - бросаем и задаем вопрос «Что это?» или «Кто это?»
• 2 группа - Кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит). При игре с таким кубиком задаем вопрос «Что делает?»
Соединяем в игре два кубика - предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки «Кто это? Что делает?», уточняем у ребенка, бывает ли такое.
• 3 группа - кубики с цифрами.
Учим ребенка согласовывать числительное и существительное. Две матрешки, но шесть матрешек. Один мяч, два мяча, пять мячей.
• 4 группа - кубики с разными цветами
(красный мяч, красная матрешка, красное яблоко,
красные помидоры, красный. нос).
5 группа - кубики с геометрическими фигурами (круглые часы, круглая луна, круглый стол, круглое блюдце).
Составляем словосочетание из 2-х кубиков в разных вариациях:
• предмет * цвет,
• предмет * количество,
предмет * действие.
Следующий этап игры - сочетаем три признака и три кубика:
• предмет * количество * форма,
• предмет * цвет * форма,
• форма * цвет * количество.
Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает – не бывает?»
Дидактическая игра «Кубик бросаем – речь развиваем»
Цель - совершенствовать умение составлять предложение из слов (второй вариант).
Дидактическая игра «Кинолента»
Цель – совершенствовать умение составлять предложение из слов.
Тренажер для обучения «Слоги»
Цель – совершенствовать умения определять количество слогов в слове.
Дидактическая игра «Учим предлоги»
Цель – совершенствуем умение правильно употреблять предлоги в речи
Игры для развития речи с прищепками
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Данная игра рассчитана для детей 3-7 лет. Игру могут использовать не только воспитатели, а так же родители. Особенность игры состоит в том, что она помогает в игровой форме автоматизировать звуки, ускоряет развитие процессов словоизменения и словообразования, повышает эффективность подготовки к школе, навыков звукового анализа, чтения, развитие фразовой речи.
Прикрепляя прищепки, ребенок тренирует мелкую моторику рук. Сочетание моторной и мыслительной деятельности активизирует основные психические функции ребенка. Размышляя над заданиями, он учится сравнивать, анализировать, искать логические связи, расширяет словарный запас, кругозор, творческое воображение.
• Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки.
• У каждого рисунка есть подходящий ему рисунок, буква, слово. Нужно найти пару - прикрепить с помощью прищепки. Объяснить свой выбор.
Картотека дидактических игр по речевому развитию
Цель – создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Дидактическая игра «Ассоциации»
Цель: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций.
Дидактическая игра «Магазин» /лото
Цель: Упражнять детей в классификации предметов.
Дидактическая игра «Почтовые ящики"
Цель: Делим слова на слоги и опускаем в нужный ящик.
Лото «Учим буквы»
Цель: совершенствовать умение определять первый звук в слове и находить соответствующую ему букву.
Результат:
• Повышение уровня развития речи у детей.
• Развитие мелкой моторики дошкольника.
• Развитие познавательной активности, творческих способностей детей.
• Умение воспитанников самостоятельно играть в речевые игры.
• Обогащение речевой развивающей среды.