МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников

Анна Романенко
Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников

«Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников»

Оглавление

Введение

Глава 1. Дидактическая игра как средство всестороннего и речевого развития дошкольника.

1.1 Виды дидактических игр для речевого развития детей и этапы проведения.

1.2 Условия, при которых дидактическая игра является средством развития речи дошкольников

1.3 Условия, при которых дидактическая игра выступает средством речевого развития дошкольника

Заключение Список литературы

Введение

Дошкольное детство - это период игры. Ребенок в этом возрасте все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др.

Так же обучающие игры важны тем, что позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия.

Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО. Обязательным элементом дидактических игр является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Цель работы – теоретически выявить и практически доказать значение дидактических игр как средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Всё вышеизложенное послужило обоснованием для выбора темы работы: «Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников.»

1. Дидактическая игра как средство всестороннего и речевого развития дошкольника

Современный словарь по педагогике так определяет «дидактическую игру» - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи; является формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры по праву считаются одним из самых эффективнейших средств обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются и на занятиях.

Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок. Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»). Формирование грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи - по коммуникации и социализации («Кто позвал?», «Куда что положить», «Помогите, доктор!», «Какой? Какая? Какое?»). Ознакомление с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой позволило созданию дидактических игр на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»). Таким образом из всего выше сказанного следует, что дидактическая игра носит полифункциональный характер. В зависимости от цели её использования она может быть:

• средством (как деятельность);

• методом;

• формой обучения и воспитания детей.

Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей: обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Очень главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражен цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Словесные дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свой мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Кроме речевого развития в игре осуществляется познавательное развитие, так дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Основным стимулом познавательной деятельности в дидактической игре становится не указание воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим, воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространённым методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических

навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, учебно - образовательным процессом.

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй речи и т. д.

Помимо этого, использование дидактических игр формируют у детей способность понимать содержание русских народных сказок, эмоционально на них откликаться, уметь выражать своё отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств, для раскрытия художественного образа. Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок детям можно предложить картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. При произнесении какого-либо выражения можно предложить подобрать к нему соответствующие иллюстрации. Это поможет детям лучше понять смысл данных выражений, стимулирует уместное их употребление в соответственных речевых высказываниях, чтобы другим было интересно.

Дидактические игры научат детей творческому отношению к произведениям устного народного творчества. Импровизации по мотивам русских народных сказок подготовят ребят к логичному и точному использованию средств речевой выразительности в собственной речевой деятельности. Дидактические игры помогут развитию образной речи и развивают речь в процессе практического общения. Игры помогут приобретению единства мысли и слова, мышления и речи. Освоение речи в единстве произносительной и смысловой сторон перестраивают мыслительную деятельность. Развитие речемыслительной деятельности важнейшая задача подготовки дошкольников к школе. В игре идёт развитие разных сторон и функций речи.

От содержания и характера игр зависит характер развития речи в каждый период жизни детей. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее находит контакты даже в незнакомом обществе.

Дидактические игры должны быть направлены на достижение главной цели – устанавливать партнёрские отношения между детьми, преодолевать замкнутость, стеснительность.

Дидактические игры способствуют осознанному отношению детей к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивают те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, мог эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте -это залог в дальнейшем к благополучному обучению в школе.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

1.2. Виды дидактических игр для речевого развития детей и этапы проведения

В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие виды игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д. Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например, «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:

• формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.

• развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др., задача первой команды — отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чисто говорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.

• развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» — дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки?» дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.

• для развития связной речи (монологической и диалогической) я использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» — составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если?», где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например, «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?». Сюжетно-дидактические игры. В которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы поведения.

Дидактические игры рекомендуется проводить в несколько этапов.

1 этап - подготовительный

Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

2 этап - развивающий

Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т. е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико- грамматических ошибок.

3 этап - закрепляющий

Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

1.3. Условия, при которых дидактическая игра выступает средством речевого развития дошкольника

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делая игру занимательной, напряженной. Л. С. Выготский подчеркивал, что, чем правила игры жестче, тем игра становится напряжённее, острее. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками. Важно, определяя правила игры. Ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игрового упражнения тем, что выполнение в ней правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы. Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее, и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например, на столах у детей в коробочке лежат фишки, тот, кто заметил небылицу, кладет перед собой фишку. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.

Итак, первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития - это наличие основных компонентов: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры педагогом, включающая в себя подготовку к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов и др. ; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры, где дети могут спокойно играть; определение количества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной темы; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, для решения игровой задачи.

Методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих; подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра и обещает, что в следующий раз можно поиграть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление эффективных приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогатить ее новым материалом.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Для того чтобы вызвать у детей интерес, желание играть, следует использовать различные приемы: загадки, считалочки, сюрпризы, сговор на игру. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Итак, используемые в ДОУ дидактические игры, как свидетельствует практика работы ДОУ, способствует решению многих задач воспитания дошкольников и этот процесс будет эффективнее, по мнению ученых, при соблюдении педагогом определенных условий.

Чтобы грамотно организовать игровую деятельность детей педагог должен хорошо знать, как возрастные, так и индивидуальные особенности детей той группы, на которой он работает.

Заключение

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности ребенка и огромное воздействие оказывает на речевое развитие дошкольников.

Список используемой литературы

1. Тихеева Е. И. развитие речи детей. – М., 1981

2. Усова А. П. Обучение в детском саду. –М., 1981

3. Усова А,П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А. В. Запорожца. - 1976г

4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.

5. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.

6. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.

7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.

8. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9.

9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.

10. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г. 9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.

11. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.

12. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 2012г.

12. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду. – М., 1972

14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991

15. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975

16. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2000

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников
Опубликовано: 9 октября 2024 в 15:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Романенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД