Наталья Симакова
Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Симакова Наталья Анатольевна
Воспитатель МКДОУ д/с «Сказка»
Новосибирская область Северный р-н
с. Северное
«Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Игра способствует физическому, духовному здоровью, является источником обширной информации, воспитания и обучения детей. Это наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений из окружающего мира. С помощью игры создаю условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На мой взгляд, неоценимое значение всестороннего развития моих дошколят имеют разные виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические - все они выполняют определенную функцию в развитии и обучении детей. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые ему предстоит решить, которые от него требуют мыслительной деятельности, умение использовать имеющийся опыт, логически мыслить, преодолевать трудности, совершенствовать разговорную речь.
Основой моей педагогической деятельности является развитие познавательной активности, логического мышления, умение преодолевать трудности по средствам дидактических игр.
Решаю следующие задачи:
• Формирование знаний об окружающем мире.
• Развитие познавательных интересов, любознательности.
• Формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильности звукопроизношения, развитие разговорной речи.
Для систематизации работы использую методическую литературу таких авторов, как Тихеева Е. И., Фомичева М. Ф., Максаков А. И., Тумакова Г. А., Бондаренко А. К., Матусик А. И. Это позволило мне найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
В моей работе прочное место заняли дидактические игры, которые учат детей решать познавательные задачи, обогащают чувственный опыт, развивают память, мышление, речь, внимание. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение. Ребенок - увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые ему предстоит решить, которые от него требуют мыслительной деятельности, умение использовать имеющийся опыт, логически мыслить преодолевать трудности, совершенствовать разговорную речь.
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, опираясь, на общепедагогические принципы и руководствуюсь ими с учетом возраста детей : - изменение отношения к ребенку (ребенок имеет право не знать); - предоставление право выбора;
- признание возросших потребностей ребенка;
- подача образцов новых видов деятельности.
Работая с малышами, обучая детей в играх при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые требуют замены действий, рассуждений, которые в словесной форме воспроизводят все основные моменты этого действия. В конечном итоге дети начинают рассуждать, говорить, фантазировать, применяя свой опыт, например: «Если бы я вдруг стал волшебником», «Угадай, что мы задумали?». Дидактическая игра помогает быстро усвоить, закрепить полученные знания, развивает интерес у детей к окружающему миру, развивает умение выполнять постепенно усложняющие правила.
Игра - протекающая в коллективе, дает хороший толчок для развития речи ребенка. Даже, когда ребенок играет один, сам с собой, он то и дело говорит, инстинктивно пользуясь игрой и развивая свою речь. Неисчислимы те знания, умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. С возрастом у детей расширяется объем знаний, меняется характер мыслительной деятельности, развиваются психические процессы, увеличивается словарный запас слов, возникают новые формы мышления.
Работая с дидактическими играми, я все время нахожусь в педагогическом поиске ответов, с помощью каких дидактических игр повысить у детей интерес к знаниям, подбираю игры, которые этому способствуют.
Систематическое использование дидактические игры позволило достичь следующих результатов: у детей сформированы мыслительные навыки: анализируют, могут рассуждать, обобщать, идет положительная динамика развития психических процессов; дети способны применять полученные знания в игровой деятельности; у дошкольников развиты чувства доброты, ответственности, взаимопомощи. По средствам дидактических игр у детей пополнен объем знаний о диких и домашних животных, действия с игрушками и другими предметами, пополняется словарный запас. Дети в самостоятельной деятельности активно играют в сюжетно ролевые, подвижные игры.