Ольга Пасюта
Детское экспериментирование, как условие познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское экспериментирование как условие познавательного развития дошкольников»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Публикация «Детское экспериментирование, как условие познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе. Тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как
наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами
конкретной ситуации;
Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе;
Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
Применяют свои знания в жизни.
Для того чтобы деятельность воспитанников была продуктивной, используют
алгоритм подготовки занятия – экспериментирования :
1. Выбор объекта.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание
иллюстраций, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.).
3. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей,
изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений,
коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. п.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
9. Уточнение, каким образом будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
10. Прогнозирование результата.
11. Закрепление последовательности действий.
12. Закрепление правил безопасности.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовывать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковый) метод.
Дети сами думают, ищут ответы, высказывают свои суждения, у них развивается
понимание возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.
Воспитатель выступает в роли партнера, проявляющего живой интерес к
познавательному объекту. Использует выражения: «Подумаем вместе», «Думаю так, как ты», «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль…». Воспитатель не дает готовых ответов, а побуждает самостоятельно находить соответствующее предположение. Он дает возможность каждому высказываться, не оценивает ответы, а комментирует разные варианты их ответов.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
место для приборов;
место для хранения материалов (природного, «бросового»);
место для проведения опытов;
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «свет», «стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
2. Основное оборудование: - приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты; - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до. ; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др. ; - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ; - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ;
3. Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов; карточки-схемы проведения экспериментов ( обратная сторона: ход проведения эксперимента); индивидуальные дневники проведения экспериментов; в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать уровню развития ребенка, но также необходимо рассчитывать и на одаренных детей.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное.
Таким образом, организовать работу по экспериментированию нужно таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка, а педагогу необходимо создать все условия, обеспечивающие познавательное развитие детей. В завершении хотелось бы напомнить слова К. Е. Тимирязева:» Люди научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем,кто такой школы не прошёл.