Приложение МААМ

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников

Штинова Ольга
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Цель работы: Познакомить с опытом работы по использованию детского экспериментирования как средства развития познавательной активности младших дошкольников.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» размещена в разделах

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с разными видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, камень, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

Одно из главных условий успешной организации исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды В группе созданы условия для активной познавательной деятельности :

1. Зона экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования).

2. Центр воды и песка (предназначен для экспериментирования с водой и песком).

3. Природный уголок (для выращивания и ухода за комнатными растениями).

Уголок экспериментирования носит название «Лаборатория веселых гномиков». Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально-исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности. В уголке есть различное оборудование для детского экспериментирования : камни, ракушки, различные виды ткани и бумаги, различный природный материал и т. д.

Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки. Проводят эксперименты : льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.

Взаимодействие с растениями помогает детям осознать своё отношение к окружающему миру, развивает наблюдательность, внимание, мышление.

В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.

Детские эксперименты организую в форме игры («Какие разные льдинки», «Разноцветная водичка», «Путешествие капельки», «Куда пропал снеговик») так как именно она является ведущим видом деятельности. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. С помощью игрового персонажа - Гномика предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: «Зачем нужна вода?», «Что поплывёт, что утонет?», «Что произойдёт, если не поливать цветы?»

Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для Гномика», предлагаю слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.

С помощью игровой ситуации «Угостим Гномика пирожками» узнали о том, что из песка можно лепить.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Несмотря на познавательную активность детей такой метод, как экспериментирование был бы менее продуктивным, если бы в нем не принимали участие родители воспитанников.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Совместными усилиями пополнялся уголок экспериментирования. Для родителей был проведен круглый стол на тему: «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности». В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Опыты для малышей». Был создан фотоальбом детской экспериментальной деятельности «Волшебный мир природы».

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно повысить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, сделает процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Публикации по теме:

Презентация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская.

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Из опыта работы Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая.

Перспективный план «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста: Сентябрь. 1. Тема: «Что, как, почему?» Задачи: Уточнить представление детей.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка. Утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя.

Конспект родительского собрания «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Ход СОБРАНИЯ. В. : Здравствуйте дорогие родители.

Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности»Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности» Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности» Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников» Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников». Расскажи –.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха. Что я слышу – забываю. Что я вижу.

Педагогический проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Содержание 1.. Актуальность проблемы. 2. Цель и задачи. 3. Программа реализации проекта. 4. Перспективный план работы с детьми 5. Система.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2018 в 16:56
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Штинова Ольга (УИ 227951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД