Оля Анкудинова
Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в ДОУ как необходимое
условие развития познавательной активности
дошкольников
В мире профессиональной деятельности к острову моей педагогической работы – прибился сундук.
Открываю, достаю первый предмет.
Лупа – при помощи этого инструмента мне удалось рас-смотреть проблемы современного дошкольного образования. Поэтому актуальностью моего педагогического опыта является то, что
2 слайд
Публикация «Экспериментирование в ДОУ как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время школа работает по ФГОС Начального общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДОУ, и он реализуется в нашем детском саду. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. В этих условиях важными задачами являются не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.
На данный момент в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, техноло-гии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.
Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причин-но-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Следующий предмет Колба с запиской, достаю записку и читаю.
В работах многих отечественных педагогов таких как (Николая Николаевича Поддьякова, Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова, Елизавета Александровна Панько и др., говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного раз-вития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Также они пишут о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Опираясь на вышеописанное, с уверенностью можно сказать, что проблема опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте является актуальной.
Спасибо, предметам из сундука за подсказки.
Моя работа по данной теме складывалась из нескольких эта-пов.
3 слайд
На 1 этапе
Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Просмотрела работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, Ольга Витальевна Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Александр Ильич Савенкова, О. В. Афаасьева, Наталья Александровна Рыжова.
После чего сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
4 слайд
Для выявления знаний, интересов старших дошкольников к экспериментированию и определению уровней развития исследовательской деятельности я использовала: систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации).
Данные диагностики, показали, что не у всех детей присутствует устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, некоторые испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д.
Показываю компас.
5 слайд
На основе изученного теоретического материала и диагностики (Компас помог наметить) цель и задачи данного опыта работы, а так же наметила основные формы работы с детьми, родителями.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников че-рез экспериментирование
Задачи:
1. Создать условия для экспериментирования в нашем детском саду.
2. Дополнить развивающую предметно – пространственную среду (оборудование для экспериментов, картотеки для каждого возраста и т. д.)
3. Провести разъяснительную работу с родителями и привлечь их к выполнению экспериментов дома.
На 2 этапе
У каждого педагога под рукой всегда есть блокнот, записная книжка, так и у меня. Сейчас я вас с ним познакомлю.
6 слайд
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.
• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, тепло-та и др.).
В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега» : вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему?
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).
По данным темам был разработан перспективный план по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработаны конспекты по НОД с элементами экспериментирования. Но наряду с запланированными экспериментами возникают и Случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели или что-то интересное происходит в природе, в уголке природы или на участке.
7 слайд
Работа по развитию опытно-экспериментальной деятельности началась с изменения развивающей среды. В группах детского сада вместо традиционных уголков экспериментирования созданы центры :
- «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.
- «Я исследователь» проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др.
8 слайд
-Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения
-Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы).
При оборудовании центров учитывались требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- доступность расположения
- соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
9 слайд
Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.)
На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований» : опыты (экспериментирование); наблюдения.
Показываю магнит.
Данная работа предусматривает также вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Родители собирают различный материал для пополнения центров. Помогают в создании совместных детско-родительских проектах, по интересующим ребенка темам.
10 слайд
Также для родителей разработаны памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».
Проведены консультации:
«Исследуйте, экспериментируйте, развивайте», «Как помочь маленькому исследователю», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
11 слайд
Родительские собрания «Учимся, играем, познаём», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома».
На родительском собрании были предложены игры активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье, опыты, доступные для проведения в домашних условиях.
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!».
12 слайд
Из всех используемых методов и приёмов, я считаю находкой в своей работе, применение случайных опытов, а так же комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Показываю бинокль.
Этот предмет помог мне более чётко увидеть результаты своей работы.
13 слайд
Провела повторно диагностику у детей, анкетирование родителей. Из чего сделала выводы:
1. если начальный опрос показал, что 60% детей были с низким уровнем развития, 40 % со среднем уровнем, то после повторного опроса стало 10% детей с высоким уровнем, со средним уровнем стало 70%, низкий уровень снизился с 60% до 20%;
2. у детей возросла самостоятельность в решении творческих задач, любознательность, активность и инициативность;
3. родители стали активными и заинтересованными участниками жизни дошкольного образовательного учреждения: вместе с детьми они рисуют, участвуют в утренниках, играют роли, ведут поиски информации.
Я и дальше продолжу его наполнять своими новыми ра-ботами и профессиональными идеями.
14 слайд
И опыт моей педагогической деятельности подтверждают, слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Дальнейшее использование разработанной и предложенной практики позволит мне совершенствовать опытно-экспериментальную деятельность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителя-ми.
1. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. А. И. Савенков. - Москва. Педагогический институт «Первое сентября», 2007.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ. ред. Прохоровой Л. Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.
3. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с. 6.
4. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии по-знания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
5. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 105–117.
6. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34–45.
7. Савенков А. И. Маленький исследователь. “Как научить дошкольника приобретать знания”. Ярославль: Академия развития, 2002.
8. Савенков А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 73–78.