Марине Симонян
Игра как средство развития и формирования познавательных интересов дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство развития и формирования познавательных интересов дошкольника
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
(ГБПОУ «1-й МОК»)
Отделение «Детский сад» ул. Тихомирова д. 13 к. 2
«Игра, как средство развития и формирования познавательных интересов дошкольника»
Круглый стол с элементами практикума
Публикация «Игра как средство развития и формирования познавательных интересов дошкольника» размещена в разделах
Подготовила и провела:
Воспитатель: Симонян М. К.
Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для познавательного
развития ребёнка; помочь родителям в выборе игр и игрушек; изучить некоторые
развивающие игры.
План проведения
1. Оформление группового стенда для родителей
2. Педагогический всеобуч (выступление воспитателя)
3. «Конверт дружеских вопросов»
4. Путешествие по выставке игр и игрушек.
1. Материал для группового стенда
Советы родителям
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше
игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем
доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они
ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые.
Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий
материал для выражения их замыслов.
Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм
поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям,
определят ценность данной личности.
Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической
ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские
игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом
замысле.
Не следует иметь специальные игрушки для мальчиков и девочек. Всем одинаково
нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с
ранних лет играть сюжетно – образными игрушками, приобретите ему куклу в образе
мальчика, космонавта или матроса, а дочери – техническую игрушку.
Отведите удобное малышу место для игр, найдите время поиграть с ним.
Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну,
дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.
Приучайте детей к бережливости и порядку. Для хранения игрушек хорошо иметь
открытые полки, еще лучше – отдельный игровой уголок.
Книги, тетради, карандаши и ручки – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребёнка.
Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней можно играть, подскажите,
как её использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с
ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день
рождения».
2. Выступление воспитателя
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети.
Зачем нужна игра ребёнку?
Какие игры воспитывают, развивают и как, а какие вредны?
Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры?
Почему об этом мы предлагаем вам поговорить?
Современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и
условие развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невесёлые,
агрессивные. В этом виноваты мы, взрослые, потому что сами перестали играть с детьми,
в кругу семьи. Научить ребёнка играть – значить научить жить. Прервалась цепочка
передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли
групповые игры. Где они – салки, казаки – разбойники, жмурки, лапта и прочие детские
шалости, радости.
- Кто из вас обучает детей играм, которые помнит с детства?
(родители делятся семейным опытом.)
Игровое упражнение с родителями «Незаконченное предложение»
Воспитатель раздаёт всем родителям карточки с первыми словами предложения, а
родители должны его продолжить:
- Мой ребёнок любит играть.
- Дома мы с детьми играем в.
- Эти игры могут научить ребёнка.
Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой.
Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот
в чем секрет познавательных и воспитательных возможностей игры.
- Как вы думаете, для чего нужна игра ребёнку?
(высказывания родителей)
Да, игра – это путь к познанию ребёнком социума, в котором он живёт, познанию
самого себя, своих возможностей, способностей.
Следует отметить, что для детей игра – не только развлечение и забава, а прежде
всего труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда
серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум.
Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Дети учатся понимать друг друга,
сострадать,приобретают жизненный опыт. Поэтому, ребёнок, вволю наигравшись в
детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и
проблемами. В игре ребёнок обучается и воспитывается более успешно, чем на
специальных занятиях. Именно по этой причине вызывает тревогу стремление
некоторых родителей, подготавливая ребёнка к школе, занять все свободное время
сына или дочери чтением, письмом, не оставляя времени на игру. Часто родителям
кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру –
значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять
эмоциональных, познавательных, физических и многих других потребностей ребёнка.
Станет ли игра эффективным средством развития познавательных интересов детей –
во многом зависит от вас, дорогие родители: от того какие игры вы поощряются
отцом или матерью, в какие игры вы играете сами с детьми, какие игрушки
покупаются, как в семье проводятся праздники и развлечения.
Игра – понятие многогранное, Существуют различные игры. Одни развивают
мышление и кругозор детей (развивающие и интеллектуальные игры, другие –
ловкость, силу, быстроту (подвижные игры, игры – эстафеты, третье –
конструкторские навыки (игры с конструктором и строительным материалом,
четвертые – социально нравственные качества (сюжетно – ролевые). Но во всех играх
непременно развивается познавательный интерес ребенка. Все игры индивидуальны
и требуют индивидуального подхода, но существуют и общие правила.
Воспитатель раздает родителям памятку с советами по проведению игр.
Памятка с советами по проведению игр.
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска,
угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и. Выбрасывать из нее трудные
правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны
азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне
азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные
клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры –
введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должно быть
естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят,
даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не
прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и
бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая
свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое.
Добровольность - основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов.
Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не
проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что
вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве
не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети
большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила,
усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя
превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни
тешилось».
3. «Конверт дружеских вопросов»
Воспитатель предлагает родителям красочный конверт, в котором находятся
карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают
вопрос, отвечают и обсуждают его.
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние
или слезы.
- Как вы относитесь к компьютерным играм? Чему они учат?
- Ваше мнение современных куклах (Барби, Братц, Синди и т. д.)
4. Путешествие по выставке игр и игрушек.
Итак, игра – это мощное средство развития и формирования познавательных и многих
других интересов детей. Мы учим детей познавать окружающий нас мир, наш социум
постоянно; на занятиях, беседах, но именно в игре это происходит наиболее успешно.
Как мы уже отметили существуют различные игры и самые разнообразные игрушки.
Давайте теперь совершим «экскурсию» по выставке игр и игрушек.