Ольга Чернышова
Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные практики», который и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности, специфики культурных практик ребенка – дошкольника.
Публикация «Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Стандарт планирует новое отношение участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
В подготовительной группе я использовала практику «Детский мастер-класс». На мой взгляд это очень эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.
Мы постоянно видим, что дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. И решили это использовать в образовательной деятельности. Дети проводят мастер классы, либо рассказываю доклады по интересной теме. После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.
Правила организации детского мастер-класса :
1. Мастер-класс или доклад проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
2. День и время обговариваются на групповом сборе.
3. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
4. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса, доклада.
В нашей группе прошли такие мастер классы как лепка «Крокодил», аппликация «Бумажный фонарик», «Цветок» в технике оригами, доклады на тему «Любимая книга», «Кальмары» «Динозавры»
В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт публичных выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными и значимыми; стали более ответственными; проявляли самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг, Интернета.
Родители получили возможность выполнять совместные действия с детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него.
Так же считаем, это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой культурной практики как Детский мастер - класс в образовательной деятельности, так как она работает на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - Режим доступа: legalacts.ru›
2. Статья «Организация культурных практик детей дошкольного возраста» урок. рф› Библиотека›…_detej_doshkolnogo_v…