Вахрушева Надежда
Конспект занятия «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
"Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект занятия „Детская экспериментальная музыкальная лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
3. Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, аудиозаписи, листы бумаги (А4)
Организационный момент:
музыкальный руководитель встречает детей у входа
- Доброе утро! Ребята, сегодня наш музыкальный зал превратился в экспериментальную лабораторию, в которую я вас приглашаю, чтобы провести эксперименты.
Но для начала я предлагаю прикрепить нам вот такие значки
Прикрепляют значки
- Ну вот, теперь вы готовы. Проходите
Дети заходят в зал под музыку «Доброе утро» и становятся в круг.
- А чтобы нам поднять настроение поприветствуем друг друга песенкой.
(Приветствие «Здравствуйте, ребята»)
Каждый звук – кусочек мира,
В каждом звуке – целый мир.
- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают:
- Не интересной!
- Не яркой!
- Скучной!
- Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают:
- шумовыми и музыкальными.
- громкие и тихие.
- высокие и низкие.
- короткие и длинные.
- резкие и мягкие, певучие и хриплые, и другие.
Вы большие молодцы и очень много знаете о том, какие бывают звуки. А кто – ни будь знает о том, ЧТО такое – звук?
Дети: Нет!
- Тогда предлагаю преступить к экспериментам.
Дети и муз. Рук – ль проходят к первому столу.
Эксперимент 1 : Откуда рождается звук?
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Материалы: детская гитара, линейки (металлическая и деревянная)
М. рук – ль предлагает детям каждому тронуть струну инструмента (детская гитара, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
- Попробуйте потрогать струны, послушайте а теперь накройте ладошкой струны.
М. Р. - Что произошло? Почему звук прекратился?
(Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна.
Когда она останавливается, звук тоже пропадает).
Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.
Как прекратить звук?
(Остановить колебания линейки рукой).
Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе.
На что похоже это колебание? (На волну)
Какой звук звонче: металлический или деревянный?
Дети: Металлический
Так на что похоже колебание? (на волну)
Правильно: Звук – это волна.
Скажите, а у линеек одинаковый звук?
Как вы думаете почему? (сделаны из разного материала)
Для подтверждения нашего вывода нам необходимо пройти ко второму столу.
Эксперимент 2 : - Звуки разные нужны, звуки разные важны.
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.
М. Р. – давайте попробуем извлечь звук из нашего экспериментального материала.
Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним палочкой.
Что мы слышим?
Одинаково ли звучат стаканчики?
Как вы думаете почему?
М. Р. - Молодцы, ребята!
Что мы что мы с вами узнали, проведя два эксперимента?
- Звук – это волна
- Предметы сделанные из разного материала издают разный звук.
Эксперимент 3 : - Поющая вода.
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука
Материалы: стеклянные стаканы, вода, палочки.
М. Р. - Дети, перед вами стаканы с водой. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?
- все стаканы одинаковые по форме и размеру,
- они стеклянные
- наполнены водой
- в стаканах одинаковое количество воды
Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла.
Вам интересно послушать, как они звучат?
Возьмите палочки и по очереди постучите по ним.
(Дети стучат по стаканам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
- Что вы можете сказать об услышанных звуках?
(Звуки звучат одинаково).
Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите лейку с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на стаканы, что можно сказать сейчас?
(В одних стаканах воды мало, в других - много.
В стаканах разное количество воды).
Для продолжения эксперимента давайте поставим стаканы с водой от большого количества воды к меньшему.
Послушаем звук с разным количеством воды - первый и восьмой.
(Дети стучат по 1 и 4 стаканам.)
- Что вы сейчас можете сказать о звуках
(Звучание разное).
Давайте теперь постучим по 1 - 4 стаканам.
Менялась ли высота звука от стакана к стакану и почему? (Разное количество воды в стаканах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.
(Дети стучат по стаканам с большим количеством воды к меньшему)
Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
М. Р. - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по стаканам от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по стаканам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)
Дети: - Звук постепенно уходит вниз.
М. Р. : - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять).
А можем ли мы сыграть в оркестре с помощью этих звуков? Давайте попробуем.
Следующий стол: стаканы бумажные и трубочки, тазики и лейки, просто тазики.
Оркестр с водой. Сен – Санс «Аквариум»
Эксперимент 4 : - Звучание бумаги
Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги
Материал: бумажные листы
М. Р. - Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?
(Все они одинаковые по форме и размеру)
Верно, они одинаковые по размеру.
Вам интересно послушать, как они звучат?
Возьмите листочки и по очереди постучите по ним.
Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
- Что вы можете сказать об услышанных звуках?
(Звуки звучат одинаково).
Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?
Дети: - Издаваемый звук разный.
М. Р. : - Какой вывод можно сделать
(Звуки можно извлекать из предметов и изменять).
Молодцы, ребята!
И в заключении мы покажем, как с помощью бумаги мы исполним музыкальный номер.
(Оркестр с бумажными листами (муз. Селиванова)
М. Р. – Ребята. Скажите мне, пожалуйста, а при помощи частей тела мы можем изобразить звук?
- топать, хлопать, прыгать, щёлкать.
Я попрошу вас встать в пары так, чтобы значки в каждой паре были разного цвета и предлагаю исполнить танец, где будут звучать хлопки и притопы.
Танец «Топ – кап – хлоп»
У меня есть вот такие карточки. На них изображено то, чем мы сегодня занимались. Я сейчас закрою глаза, а вы выберите карточку с изображением того, что вам больше всего понравилось, а когда открою вы мне их покажете.
(выбирают карточку и показывают)
Я очень рада нашему сотрудничеству. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.
- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!