Мария Фадеева
Конспект занятия в образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы «День варенья»
▼ Скачать + Заказать документы
«День варенья»
Программное содержание (задачи НОД):
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к родной природе, воспитывать бережное отношение к продуктам питания, желание помочь сохранить урожай; воспитывать чувство удовлетворения от проделанной работы;
Развивающие задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь Маше, развивать интерес к домашнему хозяйству, домашнему труду, к приготовлению пищи; развивать аккуратность, усидчивость, стремление доделать работу до конца;
Публикация «Конспект занятия в образовательной области „Познавательное развитие“ для детей старшей группы „День варенья“» размещена в разделах
- Варенье
- День малинового варенья
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Обучающие задачи: продолжать обучать детей правилам безопасного использования ножа; продолжать обучать пользоваться параметром веса для сравнения предметов; продолжать закреплять правила гигиены и культурного поведения за столом;
Речевые задачи: активизировать словарный запас детей, пополнить их словами: сорт, антоновское яблоко, осеннее полосатое, пурпурное, мультиварка, силиконовая лопаточка, грамм, килограмм.
Материалы и оборудование: скатерть, ножи, разделочные доски, корзина мытых яблок разных поздних сортов, кухонные весы, сахарный песок, кувшин с питьевой водой, мультиварка, деревянная (или силиконовая) лопаточка для помешивания, ёмкость для мусора, блюдечки для нарезанных яблок, ёмкость для складывания нарезанных яблок общая, фартуки, шапочки гигиенические; декорации избушки Медведя, ноутбук для воспроизведения музыкального сопровождения.
Взаимосвязь с другими видами деятельности (образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей): рассматривание и рассказ по картине «Уборка урожая школьном саду», чтение и пересказ сказки Сутеева «Мешок с яблоками», обрывная аппликация «Наливное яблочко» с элементами рисования, музыкальная игра «Есть у нас огород» на музыкальных занятиях, просматривание серий мультфильмов из «Маша и Медведь» по тематике в свободное время, сюжетно-ролевая игра «Идем на рынок».
До НОД: беседа о витаминах, которые содержатся в яблоках и других фруктах, закрепление знаний о фруктах, фруктовых деревьях, наблюдение за яблонями в саду на территории детского сада;
После НОД: дегустация полученного варенья, вечернее чаепитие совместно с родителями.
Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП:
Беседа родителей с детьми о видах и способах домашних заготовок, помощь детей родителям на дачах по сбору и сохранению урожая. Обеспечение проводимого занятия яблоками и сахарным песком, обсуждение предстоящего занятия как итогового по теме «Урожай: фрукты и ягоды», совместное чаепитие с приготовленным вареньем в вечернее время.
Процесс вовлечения в деятельность 2-3 минуты
Звучит музыкальный фрагмент из м/ф «Маша и Медведь», легко узнаваемый детьми. В группу входит Маша (девочка из группы, пританцовывая, в руке у Маши корзинка в яблоками.
Маша: - Ого! Вот это да! Сколько детей! Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуй, Маша. А что у тебя в корзинке? (Если дети не обратят на корзину внимания сами, помочь им).
Маша: - Да вот, мы с Мишей у себя в саду собрали отличный урожай яблок. Но что с ними делать, как их сохранить - не знаем. Миша на рыбалку пошел, поразмыслить, а я «на хозяйстве» осталась, одна, с кучей яблок (грустно).
Процесс целеполагания 3-4 минуты
Воспитатель: - Маша, ты не переживай, мы с ребятами наверняка сможем помочь вам с Мишей. Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Маше?
Дети:
- Надо с яблоками что-то делать.
Воспитатель выслушивает версии: убрать в погреб, гараж, съесть, высушить, сделать из них сок, продать кому-то, угостить друзей, сварить компот или кисель, сварить варенье).
- Маша, видишь сколько вариантов спасения наши детки вам предлагают!
Маша:
- Эх, сколько всего можно сделать! А пойдёмте к нам в гости, на месте и разберёмся.
Под музыку из м/ф детки проходят к декорации избы.
Воспитатель:
- Как же у вас хорошо и уютно! Ну, Маша, показывай, что у тебя есть?
Маша показывает и перечисляет:
- Да вот, яблоки, целая корзинища! А ещё есть сахарный песок.
Воспитатель:
- Ребята, если есть яблоки и сахар, что мы с вами можем приготовить?
Дети:
- Яблочное варенье!
Процесс проектирования и планирования деятельности 5-7 минут
Маша:
- Давайте уже, что ли, варите уже!
Воспитатель:
- Вот ты какая торопыга! Перед тем, как приступить к приготовлению пищи нужно подготовиться. Как мы с вами будем готовиться, ребята?
Дети:
- Сначала вымыть руки, потом надеть фартуки и защитные шапочки, чтобы не мешали волосы и не попали в блюдо!
Воспитатель:
- Молодцы, конечно, всё так. Идём мыть руки. После этого наденем защитные гигиенические шапочки и фартуки.
Дети возвращаются из моечной, рассаживаются за накрытые столы, где уже для каждого приготовлены: разделочная доска, пластиковый одноразовый нож, мисочка для нарезанных яблок и блюдце для отходов.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает яблоки в корзине, называет сорт, отличительные признаки, дети повторяют названия сортов яблок. Предлагает деткам разделиться на маленькие подгруппы и выбрать из корзины яблоки только какого-то одного сорта.
Маша: - А расскажите-ка мне, как собираетесь варенье-то варить?
Дети называют варианты последовательности производства варенья: сначала режем яблоки, кладём в кастрюлю, варим; кладём яблоки, засыпаем сахаром, варим и др. В процессе высказывания предположений дети находят верный алгоритм. Воспитатель хвалит их, прикрепляет на доску заранее заготовленную логическую карточку с верным алгоритмом:
1. режем яблоки на 4 части;
2. очищаем от сердцевинок;
3. нарезаем каждую часть на дольки;
4. засыпаем сахарным песком, добавляем немного воды;
5. ставим на огонь.
Процесс осуществления деятельности 7-10 минут
Маша:
- Вот вы какие умные! На чем варенье это варят вообще? У нас с Мишей печка есть, растопить что ли?
Дети:
- Нет, детям нельзя огнём баловаться, разжигать костры и спички, тем более печки!
Маша:
- Ну а как же тогда варенье варить, если огонь разжигать нельзя?
Дети высказывают предположения, как же сварить варенье: на плите, на газу. Воспитатель может напомнить, что газ так же горит, а значит – опасен.
Дети продолжают предполагать, высказывают версию, что можно приготовить с помощью мультиварки.
Дети:
- Маша, а у вас с Мишей есть мультиварка?
Маша:
- Есть, конечно, мы же не пещерные люди!
Воспитатель:
- Вот замечательно, тогда мы ею и воспользуемся.
Воспитатель:
- Давайте приступим к нарезанию яблок.
Когда яблоки будут нарезаны, Маша с нетерпением спрашивает:
- А что теперь?
Дети вспоминают, что теперь нужно добавить сахарный песок.
Маша:
- Да у меня его полно! Сейчас мешок притащу. Хватит?
Дети смеются, воспитатель помогает им вспомнить пропорции, в которых соединяются фрукты и сахар (на 1 кг яблок 1 кг сахара).
Воспитатель (или Маша):
- А как понять, сколько мы нарезали яблок и сколько нужно добавить сахара?
Дети могут назвать несколько версий: измерить количество в тарелке визуально, отмерить ложками, сколько ложек яблок, столько ложек сахара, взвесить. Приходят к выводу, что нужно воспользоваться кухонными весами. Маша говорит, что у них с Мишкой как раз такие есть. Отмеряем нужное количество сахара, засыпаем яблоки.
Маша: - Ух ты, яблоки с сахаром, это же, наверное, и так ужасно вкусно! (тянется руками к чаше мультиварки).
Дети останавливают её, смеются. Объясняют, почему так делать не нужно (негигиенично, неприлично, блюдо же ещё не готово).
Воспитатель: - Машенька, посмотри, вы с детками славно поработали, начистили и нарезали яблок, засыпали сахаром, осталось немного подождать, и варенье будет готово!
Маша:
- А как по этой мультиварке понять, что варенье готово?
Дети, возможно, с помощью воспитателя объясняют Маше, что у мультиварки есть программы, и когда программа закончится, мультиварка сама отключится.
Процесс рефлексии 2-3 минуты
Воспитатель включает мультиварку на нужную программу, и говорит:
- Ребята, пока наше варенье варится, давайте вспомним, для чего мы сегодня с вами варим варенье? (помочь Маше и Медведю сохранить урожай). Что вам больше всего понравилось сегодня?
Маша:
-Ребята, пусть варенье варится, а мы с вами пойдём играть!
Маша с детками уходят играть.