Любовь Захаркевич
Деловая игра для педагогов «Путешествие в прошлое России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Росинка"
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(Деловая игра для педагогов на тему :
«Путешествие в прошлое России»)
Подготовила : воспитатель
Захаркевич Л. В
г. Нерехта
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- История предметов, путешествие в прошлое
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. А воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. В семье дети не только осваивали свои будущие обязанности, но и овладевали практическими умениями, осознавали свои функции в будущей жизни. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины – главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании: нянченье, приглядывание за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое – пряла, ткала, вышивала. Общество ценило в девушках смирение, доброту, хозяйственность, тудолюбие,здоровье; этому идеалу она старалась соответсововать. Мальчик так же начинал осозовать свою ответственность за семью с раннего детсва, включаясь в различного рода трудовую деятельность и так же постепенно входя в сложившуюся стстему взаимоотношений. Достоинство юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие – те ориентиры, к которым должен был стремиться. Детство, начиналось с момента рождения, продолжалось от 13- 14 -18 лет – все зависело от места проживания. Если замечали, что девочка «заневестилась», а мальчик стал «женихаться», то считали их уже взрослыми. Ребенка не заставляли, а заинтересовыли делом, позволяли делать что – то самому интересно.
Наиболеее доступной формой воспитания патриотизма являетя создание в детских сада и группах мини - музеев. Слово «Музей» - возникло от слова «музы», буквально означает «дом», посвященный музам «жилище муз». Словосочетание «Музейная педагогика» вошла в нашу жизнь ещё в начале 1994 года. Возрождение музейной педагогике в нашей стране связано с начала семинара в г. Москва под руководством Е. Г. Ванслова. Сейчас создаются новые авторские музейно- педагогические программы для дошкольников и школьников, опираясь на местный, исторический материал.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
К. Д. Ушинский.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Предлагаю провести состязания эрудитов под названием:
«Путешествие в прошлое России»
[/i]
1. Раунд «Семья». Давайте и мы сейчас вспомним пословицы о семье:
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
2 раунд. Из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Назовите печную утварь?
(Чугунки, ухваты, горшки.)
6. Как называлось племя, жившее на территории нашего города (меряне)
7. Сколько рек в нашем городе? (две)
8. Как они называются? (Нерехта, Солоница)
3 раунд. Из истории русского народного костюма.
1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
5. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
3 раунд. Народная копилка
1. Как в старину называли дом? (Изба)
2. Один из православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Население определенной стороны? (Народ)
8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
11. Что означало слово помочь? (помощь)
12. Какую часть дома называли глазами? (окна)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству» дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Мир и чистота благородства.
Честность верность и правда
Смелость и великодушие
Кем вырастут наши дети, что будет заложено в их душе? Все зависит от нас взрослых.