Наталья Попова
«Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В современном обществе даже взрослому порой непросто разобраться во всем разнообразии видов спорта. Сейчас, когда в России проводятся много мероприятий по привлечению населения к здоровому образу жизни, вопрос становится более актуальным. Необходимо, чтобы дети с дошкольного возраста понимали, что представляет собой тот или иной вид спорта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться и т. д.
Публикация «„Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта“» размещена в разделах
В общей системе развития человека, физическое развитие ребенка занимает важную роль. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Спорт — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Вид спорта — совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у старших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности крайне важна, однако отсутствие учебно-методического пособия делает этот процесс затруднительным.
Недостатки в результатах Недостатки в основном процессе Недостатки в условиях профессиональной деятельности
• у большинства детей недостаточно знаний о своих физических возможностях
• у детей не полностью сформированы представления о видах спорта : баскетболе, волейболе, теннисе;
• некоторые дошкольники не проявляют интерес к спортивным играм;
• у детей проявляется недостаточная мотивация к развитию собственных физических умений.
• у дошкольников наблюдается неготовность определять себя как будущего спортсмена в определенном виде спорта. • тема физического воспитания освещена в образовательной программе ДОО, в комплексно-тематическом планировании отсутствует система работы педагогов по формированию первичных представлений о некоторых видах спорта;
• в тематическом планировании мало тем, в которых решается задача знакомства дошкольников с баскетболом, волейболом, теннисом другими видами спорта.
• существующие формы взаимодействия с родителями не являются эффективными в решении задачи приобщения детей дошкольного возраста к разным видам спорта.
• наблюдается несогласованность работы между педагогами дошкольного учреждения : воспитателями, инструктора по физической культуре. • предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группах не соответствует полностью требованиям Стандарта (содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная). Подбор инвентаря и материалов не учитывает этнокультурную ситуацию развития детей, не дает возможность в полной мере реализовывать образовательную программу в области «Физическое развитие»;
• групповой уголок недостаточно разнообразен, отсутствие инвентаря необходимого для организации и отработки техники в некоторых видах спорта;
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
В основе формулирования профессиональной проблемы заложена деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о некоторых видах спорта. При формулировании работы выделяется средства: беседы «О спорте», «О видах спорта»; применение упражнений, игр с элементами различных видов спорта.
Проблема заключается в определении эффективных средств формирования знаний о видах спорта у детей и взрослых образовательной организации.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир по ФГОС ДО Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Владеет знаниями о спорте, некоторых видах спорта, об «Олимпийских играх»
Воспитание чувства гордости за достижения страны Ребенок знает о спорте, некоторые виды спорта.
Ребенок ознакомлен с историей «Олимпийских игр»
Дети имеют представление и знают о правилах некоторых видах спорта, в беседе со взрослым или сверстником умело пользуются знаниями.
Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Воспитание чувства достойно принимать поражение, в случае проигрыша в видах спорта.
Воспитывать веру в себя, в свои силы. Ребенок адекватно принимает поражение.
Ребенок знает о своих силах, верит в себя.
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Расширение знаний о выходах из спорной ситуации в спортивных играх Ребенок может найти выход из спорной ситуации в спортивной игре.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В связи с введением ФГОС, меняется общеобразовательная программа дошкольного образования, в соответствии меняются и условия её реализации, а так же содержание воспитательно-образовательного процесса. Исходя из всего этого, возникла необходимость по формированию у дошкольников физического воспитания.
Дети на доступном уровне знакомятся со спортивными играми, основами спорта.
К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
- дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих спортивных интересов и потребностей;
- активно участвуют в спортивных праздниках, развлечениях, играх.
Поскольку главными воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит от среды, в которой ребенок растет и развивается, то педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями. Нужно помнить, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада. В них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный климат семьи.
В содержании:
- уголок «Спорт», где размещен инвентарь различных видов спорта (чтобы дети могли знать как выглядит и пользоваться инвентарем в том или ином виде спорта;
- тематические беседы: «Спорт – здоровый образ жизни», «Виды спорта» (дети знают что спорт - здоровый образ жизни, какие виды спорта существуют, их правила)
- рассматривание различных иллюстраций о видах спорта, мировых спортсменов (дети видят наглядно на картинках спортсменов, которым можно подражать в том или ином виде спорта);
- фотовыставки (на фотографиях дети, которые принимают участие в некоторых видах спорта);
- привлечение родителей для совместного участия с детьми в спортивных играх (совместное занятие родителей и ребенка спортом, сплочение семьи);
В средствах обучения и воспитания:
- реализуемые долгосрочные проекты «Мама, папа, я- спортивная семья», «Спорт - сила»; и др. ;
- совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках спортивных праздников, «Спорт- сила»;
- организация интерактивных выставок: «Спортивная семья», «Мы спортсмены»;
- организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря: «Пришла коляда – открывай ворота», «Широкая Масленица»;
- привлечение родителей для совместного участия с детьми в спортивных играх.
В контроле:
- наблюдение за детьми (знают о спорте, мировых спортсменах, о правилах некоторых видов спорта).
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
В кадровых:
- курсы повышения квалификации педагогов;
- педагогические советы на тему : «Спорт - здоровый образ жизни», «Приобщение к видам спорта»;
- методические объединения: «Спортивное воспитание детей»;
- семинар-практикум: «Спортивная игра»;
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям, зависит степень приобретённых ими нравственных качеств.
В научно-методических:
- методические рекомендации по планированию работы с целью формирования у детей первичных представлений о некоторых видах спорта;
- разработка тематических планов, проектов;
- обобщение передового опыта коллег.
Информационные :
- подключение к сети Интернета всех групп;
- приобретение литературы по теме: «Спорт».
В организационных:
- использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения физического развития;
- совместная деятельность педагога и детей (игры с элементами спорта, спортивные);
- выставки рисунков.
В нормативно-правовых:
- тематическое планирование.
Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе, направленная на формирование начальных представлений у детей дошкольного возраста о некоторых видах спорта, помогает нам обогатить его внутренний мир, развить спортивные качества, усвоить правила спортивных игр.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: «Юный спортсмен»
- Возраст целевой группы : 5-6 лет
- Цель пособия: Расширение знаний о видах спорта.
- Задачи пособия:
1. Популизировать некоторые виды спорта.
2. Побудить желание к занятию некоторыми видами спорта.
- Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№ 1 Титульный
№2 Выбери из картинок зимние виды спорта. Назови их.
№ 3 Выбери из картинок летние виды спорта. Назови их.
№ 4 Выбери для спортсменов инветарь
№ 5 Отгадай загадку, выбери правильный ответ.
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Там идёт игра -. (Хоккей)
№ 6 Собери пазл. Назови вид спорта.