Наталья Леонова
Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, когда вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире. Целевые ориентиры образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Публикация «Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о некоторых видах спорта» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Спорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Целевые ориентиры по ФГОС Конкретизация Проявление
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Обогащение запаса двигательных навыков за счёт разучивания спортивных упражнений и элементов спортивных игр. Владение основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание). Ребёнок проявляет самостоятельность в использовании приобретённых двигательных навыков (ходит, бегает, прыгает, лазает, метает).
Ребёнок активно участвует в играх с элементами спорта, самостоятельно организует их с другими детьми, соблюдает правила спортивных игр. Пользуется соответствующим спортивным инвентарём и оборудованием.
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребёнок может участвовать в играх с элементами спорта, соблюдая установленные в игре правила; появляется устойчивый интерес к совместной деятельности с другими детьми. Ребёнок доброжелательно разрешает возникающие конфликты, уступая справедливым требованиям товарищей; приучается проявлять сочувствие к неудачам других.
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать Ребёнок может проявлять интерес к новым видам спорта, условиям их проведения, к истории их возникновения, к спортивному инвентарю. Ребёнок с интересом рассматривает альбомы, картинки о некоторых видах спорта; задаёт вопросы по видам спорта, о снаряжении спортсменов, о наградах победителей соревнований. Интересуется, где, по каким правилам проводятся спортивные соревнования и состязания.
Формирование представлений о видах спорта в дошкольных образовательных учреждениях предполагают начальное ознакомление детей с «азбукой спорта». Одним из средств для достижения этой цели является проведение спортивных досугов, развлечений и праздников. Они выполняют следующие задачи: формируют начальные представления и знания детей о некоторых видах спорта; поддерживают интерес дошкольников к спорту; способствуют освоению новых видов движений и спортивных упражнений; совершенствуют технику выполнения спортивных упражнений; повышают уровень физических способностей каждого ребёнка; дают возможность ребёнку ощутить радость и удовольствие от умения управлять своим телом; стимулируют стремление к участию в коллективных спортивных играх и соревнованиях со сверстниками.
Однако, скоростная и силовая подготовка не должны быть самоцелью физической подготовки детей дошкольного возраста. Задача деятельности педагога состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание педагогической деятельности по формированию у дошкольников начальных представлений о видах спорта, подобрать средства обучения и контроля. Обучая детей дошкольного возраста элементам спортивных игр, решаются следующие задачи:
• формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
• формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивными упражнениями, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
• обогащать двигательный опыт воспитанников новыми двигательными навыками (н., бросать мяч в корзину двумя руками от груди; ходить по лыжне скользящим шагом и др.);
• учить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
• воспитывать положительные морально-волевые качества, смелость, решительность в спортивных играх;
• формировать привычку к здоровому образу жизни и к занятиям некоторыми видами спорта.
Реализация данного направления обеспечивается:
• направленностью педагогической деятельности на формирование первичных представлений о некоторых видах спорта;
• комплексом мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика «Баскетболисты», физкультурное занятие «Лыжная тренировка», досуг «Весёлые старты»);
• формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства (консультации для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту», «Спортивные подвижные игры на прогулке»; совместные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья!»)
Образовательный процесс:
• беседы: «История проведения Олимпийских игр», «История развития спорта»; «Летние и зимние виды спорта».
• игровой час на прогулке с использованием спортивных игр;
• спортивные развлечения и досуги: «День здоровья», «Мы - спортсмены», «Детские олимпийские игры», «Зов джунглей»;
• спортивные праздники (летний и зимний) : «Путешествие в Спортландию», «Детские Олимпийские игры»;
• совместные развлечения детей и родителей : «Мама, папа, я – спортивная семья»;
• фотоконкурсы «Самая спортивная семья нашего ДОУ»;
• фоторепортажи «Спортивные достижения наших воспитанников»;
• семинары: «Развитие у детей физических и волевых качеств в зимних видах спорта»; «Средства укрепления психофизического здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
• мастер-класс для воспитателей: «Использование спортивных игр и упражнений на прогулке».
В качестве контроля рекомендуется использовать:
1. Волошина Л. Н., Кудаланова Л. П. Представления современного ребё нка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни. //Фундаментальные исследования, 2012;
2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2006.
3. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под ред. О. В. Дыбиной. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.