Любовь
«Чудо-шарики для пальчиков». Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: мелкая моторика, Су-Джок терапия, дошкольники.
Основной формой взаимодействия на ребенка с ОВЗ в дошкольном
образовательном учреждении являются организованные занятия, в которых
ведущая роль принадлежит взрослым.
Занятия проводятся логопедом и воспитателями. Содержание занятий
определяется программой. Каждый педагог помнит о возрастных
особенностях детей, об отклонениях в развитии, эти дети пассивны и не
проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками.
Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное
Публикация «„Чудо-шарики для пальчиков“, Су-джок терапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Мелкая моторика и координация движений рук – это система
разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук.
Мелкая моторика очень важна, потому что через не развивается речь,
внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и
двигательная память. Все эти сферы у детей с ОВЗ нуждаются в коррекции.
Характерным у детей с нарушением интеллекта является нарушение
мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной
координированности и взаимозаменяемости.
У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная
мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная
координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой
сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети
надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки,
застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и
развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту
ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой
моторики, поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и
качество его жизни. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить.
Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой
моторики у детей с ОВЗ. [1]
Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют
развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика,
конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и
пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование; перебирание круп;
шнуровка, завинчивание крышечек банок.
В своей работе для развития мелкой моторики мы используем Су-Джок
терапию. Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.
Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело
механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от
болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим
восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»). [2]
Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие
цели:
1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике
заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
2. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж
позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму
процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от
гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
3. Повысить иммунную защиту организма.
4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти,внимания, мышления.
5. Подготовить руку будущего школьника к письму. [3]
Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок
стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков –
«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных
из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно
проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Формы работы со стимуляторами очень разнообразны. Можно их
применять, когда дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в
соответствии с текстом или, когда воспитанники поочередно надевают
массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение
пальчиковой гимнастики.
Ребенок отнесется к массажу с интересом и быстрее освоит технику
выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым
четверостишьем. Для удобства мы сделали подборку стихов [5] по
лексическим темам. [4] 225
процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от
гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться.
3. Повысить иммунную защиту организма.
4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти,
внимания, мышления.
5. Подготовить руку будущего школьника к письму. [3]
Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок
стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков –
«каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных
из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно
проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Формы работы со стимуляторами очень разнообразны. Можно их
применять, когда дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в
соответствии с текстом или, когда воспитанники поочередно надевают
массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение
пальчиковой гимнастики.
Ребенок отнесется к массажу с интересом и быстрее освоит технику
выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым
четверостишьем. Для удобства мы сделали подборку стихов [5] по
лексическим темам. [4]
«Фрукты»
Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша, просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас, Дети поочередно надевают колечко на пальчики.
Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке.
«Овощи»
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке, Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого.
Овощи в корзиночке, Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают
шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с
большого.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.
«Сад - огород»
Что такое огород? - Дети катают шарик по ладошке.
Овощей хоровод.
Дыни сладкие, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого
пальца.
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки, грабли и лопатки.
«Деревья»
Ветер по лесу летал, - Дети катают шарик по ладошке.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого
пальца.
Вот кленовый, вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Дети катают шарик по ладошке.
«Ягоды»
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Поочередно
надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Запомнил ягоды я, наконец.
Что это значит? - Поднимают плечи, удивляются.
Я – молодец! - Большой палец вытягивают вперед.
«Грибы»
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу. Дети катают шарик по
ладошке.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки
в стороны.
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. Поочередно надевают
колечко
А, мухомор не понесу, пусть останется в лесу! Большой палец левой
руки оставляют, грозят ему
«Осень»
Солнышко греет уже еле – еле, перелетные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
Поздняя осень стоит на дворе. - Дети катают Су-Джок между ладонями.
«Человек»
Точка, точка, два крючочка, - Дети постукивают шариком по ладошке.
Носик, ротик, - Дети катают шарик по ладошке.
Обормотик,
Палки, палки, - Дети надевают колечко на 2 пальца.
Огуречик,
Вот и вышел человечек. - Пальчики шагают
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино и веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с
большого.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате мы игрушки сосчитать.
«Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су-Джок между
ладонями.
Девочка Иринка кукле говорила.
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!» Поочередно надевают колечко на
пальчики. «Продукты питания»
Бублик, баранку, - Дети надевают колечко на пальцы, начиная с
большого.
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
«Одежда»
Постираю чисто, с толком. Дети делают движения кулачками,
«стирают.»
Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,
А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки. Надевают колечко на
пальчики. Устали мои руки! - Встряхивают обе руки
«Обувь»
Два ботиночка стоят, - Дети надевают колечко на два пальцы разных
рук
Друг на друга не глядят. - «Отвернулись друг от друга»
Рассуждает Надя,
- Помирить их надо! - «Шагают»
«Головные уборы»
У косынки три угла, - Дети катают шарик по ладошке.
На плечи мне она легла.
Два кончика в руках держу, Дети надевают колечко на пальцы, начиная
с большого.
Их узелочком завяжу.
«Зима»
Что зимой мы любим делать. Дети катают Су-Джок между ладонями.
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой
руки.
«Зимующие птицы».
На сосну уселась галка. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с
большого.
Мне бедняжку очень жалко:
Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!
«Дикие животные»
Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы. Надевают колечко на
пальчики.
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков. Дети катают Су-Джок.
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами, овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами, поочередно надевают колечко на
пальчики.
А я довольна своими ребятами! Дети катают Су - Джок между
ладонями.
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок. Поочередно надевают колечко на пальчики,
начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши все красивы, хороши! Катают шарик между
ладонями.
«Перелетные птицы»
Тили - тели, тиле - тели,
С юга птицы прилетели! - Дети катают Су-Джок между ладонями.
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.
Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж – надевают колечко на
пальчики.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! - Дети катают Су-Джок между ладонями.
«Весна»
Прибежал подснежник в мартовский лесок,
Заглянул подснежник в чистый ручеек. - Дети катают шарик по
ладошке.
И, себя увидев, крикнул: «Вот те, на!
Я и не заметил, что пришла весна»
«Мебель»
Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет. Надевают колечко на
пальчики.
Вот сколько мебели назвал. - Дети катают Су-Джок между ладонями.
«Транспорт»
Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть - катают Су-Джок
между ладонями.
Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой
руки.
Пять пальцев мы в кулак зажмем,
Пять видов транспорта мы назовем. - Дети сжимают пальцы в кулачок.
«Профессии»
Повар
Дайте повару продукты: Дети надевают колечко на пальцы, начиная с
большого.
Мясо птицы, сухофрукты, рис, картофель…
И тогда ждёт вас вкусная еда.
Парикмахер
Дайте ножницы, расчёску, Дети надевают колечко на пальцы, начиная с
большого.
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
«Инструменты».
Тук, тук, молоток, забей гвоздиков пяток. Дети стучат шариком по
ладошке.
Тук, тук, тук, тук, тук, и в подметку, и в каблук.
«Зоопарк»
В зоопарк ходил я с мамой - Дети катают шарик по ладошке.
В нём слоны, гиппопотамы, есть медведь и крокодилы,
И весёлые гориллы; какаду и обезьяны,
Змеи, суслики, вараны - Дети надевают колечко на пальцы, начиная с
большого.
В клетке грустные сидят. Скучно им. Домой хотят.
«Цветы»
- Эй, ромашки, дайте мне ответ: - Дети катают шарик по ладошке.
Вы откуда, если не секрет?
- Не секрет, - ответили ромашки, -
Нас носило солнышко в кармашке!
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Дети катают шарик
между ладонями.
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит! Дети надевают колечко на
пальцы,
«Рыбы»
Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде. - Перекидывать
шарик в руках.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. - Сжимать, шарик в
кулачке.
«Школьные принадлежности»
То считаю втихомолку я, то опять на счётах щёлкаю. Катают шарик по
ладошке.
Если правильно считать, то всегда получишь "пять"! Дети надевают
колечко на пальцы, начиная с большого пальца.
«Лето»
Лето, лето, к нам пришло! - Дети катают шарик по ладошке.
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы, а Маринка веселится.
Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого пальца.
Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии
систематичекого и тесного взаимодействия всех участников педагогического
процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными
потребностями.
Литература
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. -
Екатеринбург: Арго, 1996. - 228 с.
2. Пак Чжэ Ву. Пальцетерапия. - М. : «Су-Джок Академия», 2001. - 98 с.
3. Панина Н. Су-Джок терапия. - М. : РИПОЛ Классик, 2013. - 200 с.
4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с
ОНР. Альбом 1, 2, 3. ФГОС ДО. – М. : Гном, 2018. - 48 с.
5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.
Издательство «Лань», 2004. - 32 с.