ЮЛИЯ КОСТРЫКИНА
«Чудесница вода». Конспект опытно-экспериментального занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментального занятия
Средняя группа
Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, учить анализировать, делать умозаключения, стимулировать познавательную деятельность детей, воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу.
Материалы и оборудование: глобус, прозрачная ёмкость, пена для бритья, плоская тарелка, салфетки.
На каждого ребё нка: шапочки, пипетки, пластиковые стаканчики, пластиковые тарелки, бумажные цветы, салфетки.
Ход
1 Орг. момент. Психогимнастика (сидя на ковре).
Публикация «„Чудесница вода“, Конспект опытно-экспериментального занятия в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: доброе утро, ребята!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие : у нас гости. (Поздоровались)
Воспитатель: Посмотрите, что я принесла. (Глобус накрыт салфеткой, открываю его). Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус
Воспитатель: Правильно. Может быть кто-то из вас знает, что такое глобус? (ответы детей). Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. Какие цвета вы видите на нём? А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого
Воспитатель: Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: (предположительные ответы) Синий и голубой цвет - это цвет, которым обо-значена вода на глобусе.
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что люди делают при помощи воды?
Дети: Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.
Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Что тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без воды
Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле. С помощью воды можно увидеть разные чудеса. Действительно ли это так?
- Как вы думаете, может ли ожить в воде бумажный цветок? Можно ли самому сделать дождик или радугу? Не ломайте голову, давайте проведем опыты! А для этого немного волшебства не помешает!
- Сейчас мы с вами будем учеными и отправимся в лабораторию. Повертелись, по-кружились и в учёных превратились!
Надеваю детям шапочки на голову
- Кто такие учёные? (Ответы детей). Настоящие ученые задают себе вопросы и пытаются на них ответить. Они всё доказывают, проводя опыты в лаборатории. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории, необходимо соблюдать правила поведения. Вспомните, какие? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, соблюдать тишину)
Воспитатель: всё верно.
• Внимательно слушать воспитателя
• Не разговаривать слишком громко
• Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.
- Потихонечку проходите и занимайте места за столом.
Опыт №1 «Дождевые облака»
С помощью этого опыта можно схематично объяснить детям, как идет дождь.
- Ребятки, вы любите дождик?
- Вы хотите узнать, как идёт дождь? (ответы детей)
- Давайте попробуем!
Наливаю воду в большую ёмкость на 2/3. Выдавливаю пену прямо поверх воды.
- Сначала вода накапливается в облаках, а затем облака собираются все в кучку и превращаются в большую тучку. Тучка дождик несет.
Пипеткой на пену капаем окрашенную воду.
А как станет тяжело нести, на землю прольет.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
-Теперь наблюдаем, как цветная вода проходит сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.
- Получился у нас дождик?
- Итак, уважаемые учёные, делаем вывод.
Вывод: вода накапливается в облаках, а потом выпадает осадками на землю.
Опыт №2. «Цветочная полянка»
Дождик прошел. Появилась вода в лужицах. Я приготовила бумажные цветы. Что сейчас они делают? (спят)
- Как вы думаете, могут бумажные цветы распуститься в воде? Или только живым цветам нужна вода? (ответы детей)
- Но мы же с вами знаем, что настоящие учёные всё проверяют!
(ставлю большую плоскую тарелку с небольшим количеством воды)
- А теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).
- Уважаемые учёные, что вы скажете, почему это происходит?
Вывод: вода намочила бумагу, и она стала тяжелее).
Опыт №3 Вода поднимается вверх. Все мы знаем, что вода течёт вниз. Уважаемые учёные, приведите, пожалуйста, примеры (вода из крана, дождь, из бутылки, лейки).
- Как вы думаете, вода может подниматься вверх? (ответы детей)
- Так давайте мы это проверим! У вас есть салфетки, в тарелочках – вода. Сейчас вы возьмёте салфетку и один край вертикально опустите в воду.
- Что происходит с рисунком радуги на салфетке? Почему?
Вывод: вода может не только течь вниз, но и подниматься вверх.
- Да, вода может подниматься снизу вверх, да при этом творит чудеса! Этот цветной опыт с водой демонстрируют способность воды подниматься вверх по тоненьким волокнам салфетки.
- Где ещё мы это можем наблюдать? (Так и вода поднимается от корней деревьев к листьям).
- Спасибо за работу, уважаемые учёные! Итак, повертелись, покружились, снова в детей превратились.
Итог занятия.
Воспитатель: Дети, что вам запомнилось? Понравилось? Что нового узнали? (Ответы детей).
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – вода.
- Воду берегите её!
- А я напою вас чистой родниковой водой! Она очень полезна для нашего организма!
Подношу поднос. В кружечках чистая кипяченая вода (эффект плацебо).
-Занятие закончено.