Алла Мирон
«Чтобы память не прервалась». Программа «Северные просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы память не прервалась». Программа «Северные просторы»
Мирон Алла Александровна воспитатель, МБДОУ «Варьеганский детский сад комбинированного вида «Олененок»
«Чтобы память не прервалась»
«Предавать забвению традиции предков – преступление»
Ю. Шесталов
РФ является многонациональным государством. Каждая национальность богата своими традициями и обычиями. В связи с этим актуальным является формирование у детей национальной культуры своей малой Родины.
Публикация «„Чтобы память не прервалась“, Программа „Северные просторы“» размещена в разделах
Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками. Но главное богатство – это люди. Своим названием округ обязан коренным народам – ханты и манси.
Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, от людей, которые издревле живут на югорской земле. И хотя мы называем коренные народы малочисленными, их традиции накапливались веками и заслуживают особого внимания.
Я посчитала необходимым донести до сознания воспитанников, что они являются носителями национальной культуры народов крайнего Севера, воспитать ребят в национальных традициях. Таким образом, мною разработана программа «Северные просторы», которая создавалось как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации, индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа предлагает образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
Цель программы :
Формирование у дошкольников сознания принадлежности к своему народу, государству в процессе ознакомления с национальной культурой, народными традициями и обычаями.
Задачи:
• Ознакомление дошкольников с жизнью и бытом родного народа, с его культурой;
• Приобщение к культуре и традициям народа;
• Обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей;
• Обогащение словарного запаса детей национальной лексикой;
• Взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка.
Основной, доминирующей особенностью программы является выход на интеграцию, комплектность, что связано с потребностью создания у ребенка целостной картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве, а также с необходимостью наиболее полно задействовать оба (левое и правое) полушария мозга, обеспечивающие полноценное развитие личности дошкольника.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.
Укреплять здоровье дошкольников и приобщать их к здоровому образу жизни формировать интерес и любовь к спорту помогают национальные подвижные игры, спортивные состязания, где воспитывается так необходимые качества «оленеводу», «охотнику», «рыбаку» - смелость, ловкость, выносливость, ориентировка в пространстве и т. д.
В программе представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребенка, расширение его представлений о себе (особенностях физического облика, здоровья, чертах характера и пр., о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.
Следующей деятельностью, помогающей ребенку понять и познать самобытную культуру народов ханты и лесные ненцы, и углубляющей представления о явлениях, является музыка, театр. Эмоционально воздействуя, музыка обеспечивает углубление, уяснение ребенком образа предмета, формирует способность на чувственной основе размышлять, переживать его, по возможности обыгрывать движениями рук, тела, мимикой лица, что предполагает глубокий анализ внешнего вида и его внутреннего состояния.
Уникально может быть воздействие и литературы, устного народного творчества (поэзии, прозы, фольклора) на приобщение ребенка к народной культуре.
Я исхожу из того, что значение в формировании личности имеет народное искусство, которое во всех его видах широко используют в педагогическом процессе. В непосредственно образовательной деятельности используются потешки, отрывки из сказок, дети слушают народные сказки, пересказывают их, создают на основе сюжета драматические сценки. Наблюдая с детьми явления природы, педагог вспоминает народные приметы, загадки, пословицы и поговорки, стимулирует запоминание их детьми.
Народные песни, заклички дети разучивают и исполняют на музыкальных занятиях, национальных праздниках. На прогулках, физкультурных занятиях дети играют в народные подвижные игры, исполняют народные спортивные упражнения. Интегрирование различных содержательных видов деятельности осуществляется в заданной последовательности и определяется внутренней потребностью ребенка к познанию мира.
Особое значение в развитии дошкольника имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах орнаментов, вышивок заключаются образы-символы: солнце, древо жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Здесь происходит и воспитание любви и уважения к родному краю, способности воспринимать язык природы. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей.
Воспитанники посещают парк-музей «Под открытым небом» с. Варьеган, большое впечатление производят экскурсии по выставочным залам музея. Потом дети рисуют узоры (их много вариантов) на занятиях по рисованию и выполняют их из бисера на занятиях кружка «Бисеринка». Творческие работы наших воспитанников принимали участие, как в поселковых конкурсах, так и в районных, это помогает детям проявить себя, почувствовать свою значимость.
«Экологическая тропа» созданная на территории дошкольного учреждения, на которой имеются: лабаз, избушка, дымокур, беседка – чум, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Где дети знакомятся с жизнью и бытом стойбища, наблюдают и изучают растительный и животный мир нашего края. Во время прогулок и экскурсий дети учатся любить природу, заботливо относится к ней.
Познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, показав ему, жизнь народа, познакомив с обычаями, педагоги решают познавательные, эстетические и нравственные задачи.
В программе «Северные просторы» есть раздел: развитие представлений о человеке в истории и культуре. Каждый край знаменит еще и тем, что здесь живут люди, которые стали известны всей стране и всему миру. Наши дошкольники гордятся тем, что в нашем поселке живут такие знаменитые писатели и поэты, как Юрий Вэлла, Еремей Айпин; Айваседа Дарья Даниловна – мастер по декоративно-прикладному искусству; Нёню Кольчевна, Атени Соболевна – исполняют ненецкие сказки, песни.
Программа «Северные просторы» является комплексной образовательной программой. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Воспитателю помогут краткие характеристики уровней освоения содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация программы «Северные просторы» требует целесообразной организации развивающей материальной среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разно уровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций и пр.
Великая цель обучения – помочь раскрыться индивидуальности, дать выход творческим силам ребенка – не часто достигается, но мы не можем быть безучастны, если подрастающее поколение пойдет по ложному пути или его способности не разбужены.
1. Ханты, манси - кто мы, под ред. Ю. Шесталов, издательство «Стерх»,1993г.
2. Путём Хозяйки Агана., под ред. О. Г. Корпиенко, Ю. К. Айваседа.
3. Югра в творчестве художников
4. Ю. Вэлла «Азбука оленевода», Санкт-Петербург 2005г.
5. В. И. Прокопенко «Игры Ваховских, Аганских хантов и лесных ненцев», Екатеренбург 1997г. издательство «Эрнест»
6. В. И. Сподина «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири», Москва «Диамант-1» 1995г.
7. «Сказки народов Сибири» Красноярск Издательство «Витал» 1992г.
8. «Энциклопедия бисерного рукоделия» Смоленск «Русич» 2007г.
9. Бондаренко Ф. С., Сидаш А. Н. «Куклы и игрушки Агана», «Сидаш К», г. Нижневартовск, 2003 г. -36 с.
10. Гутовская Е. А. «Национальные промыслы и ремесла народов Севера в содержании школьного образования по трудовому обучению: Метод. реком. /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 1997. 54 с.
11. Ерныхова Е. А. «Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. гос. ун-т. - Йошкар-Ола. -2000.-138 с.