Жанна Шипунова
Что такое ритмика. Музыкальное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмика - это умение слушать и "пропевать" музыку в движении, необходима установка на глубокое восприятие музыки, ее понимание, умение пережить и прочувствовать музыку, передавая свои ощущения в движении так, как если бы музыка была создана самими учениками. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто на всю жизнь, остается в эмоциональной памяти, оказывая влияние на мироощущение и поведение.
Публикация «Что такое ритмика, Музыкальное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Задача музыкального движения - воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.
Творческая активность у детей проявляется по-разному: и тогда, когда они слушают музыку и самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка, и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, которая отвечает их собственному восприятию музыки.
На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки.
Детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы: веселые, беззаботные, лирические, нежные, энергичные, волевые. При сопоставлении конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лирических и созерцательных помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащать и организовать эмоциональный мир детей.
На первых же музыкальных занятиях детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это весьма трудно. Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять ее в движениях.
Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием формой. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.
Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный стиль. У детей надо воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения.
Осваивая музыкально-двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия - основа музыкального двигательного образа. В упражнениях, играх, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Вначале идет материал, построенный на простейших одночастных музыкальных произведениях. Одно несложное действие начинается и заканчивается в соответствии с завершением музыкальной мысли.
Совершенствование движений
Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Дети должны научиться понимать язык движений. Музыкальное движение - всегда средство для воплощения музыкального-двигательного образа. Недопустимо разучивание движения без музыки, под счет.
Отвечать на музыку движением детям мешает заторможенность. Психическая заторможенность снимается в работе над увлекающими детей музыкально-двигательными заданиями. Также может возникнуть физическая заторможенность -множество разнообразных зажимов. Руководитель должен постоянно следить за основным исходным положением детей в каждом упражнении, игре, танце, тщательно отрабатывать все его детали. Дети должны уметь приготовиться к движению.
Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, ее темпом, ритмом (даже после разучивания, педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребенку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии.
Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности.
Основные задачи ритмики
1. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания, через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, проявлять к ней интерес, воспитывая музыкальны вкус, способствовать становлению музыкальной культуры.
2. Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкальным произведениями.
3. Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, инсценировании песен, составлении вариантов музыкальных игр и упражнений.
Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску "Сапожки" (русская народная мелодия, предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притоптывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера.
К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Музыкальные игры бывают сюжетные и несюжетные. В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, в несюжетных нет определенной тематики. Пляски бывают с зафиксированными движениями и пляски-импровизации. Упражнения используются в целях совершенствования определенных движений.
В качестве примера раскрытие творческих способностей у ребенка рассмотрим сюжетную игру "Магазин игрушек". Музыкальное сопровождение "Юмореска" А. Дворжак. Это произведение состоит из трех частей. Дети делятся на три команды и играют определенную роль (заводные куклы, зайчики и бабочки). Каждая команда в свою часть импровизирует в соответствии с характером музыкального сопровождения.
Еще один пример усиления эмоционального отклика на музыку, прослушать с детьми произведение М. П. Мусорского "Балет невылупившихся птенцов". Определить характер музыкального произведения и дать возможность детям под музыку импровизировать в определенных образах.
Дети всегда быстро включаются в работу и во время игры, сами не замечая этого, прослушивают, запоминают произведения выдающихся композиторов.
Таким образом в дошкольном периоде накапливаются музыкальные впечатления и прививается любовь к музыке
Список используемой литературы
1. Руднева С. Д., Фиш Э. М. "Ритмика, Музыкальное движение Москва "Просвещение" 1972г.
2. Чибрикова-Луговская А. Е. "Ритмика" Москва "Дрофа". 1998
3. Коренеева Т. С. " В мире музыкальной драматургии Ритмика" Москва. 1996г.
4. Радынова О. П. "Игровые приемы в процессе слушания музыки" Москва. 2014
5. Зимина А. Н. "Основы музыкального воспитания и развития" Москва Владос. 2000