Егорова Надежда Константиновна
План — конспект по познавательному развитию в старшей группе «Что такое лужи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»
План – конспект по познавательному развитию в старшей группе
"Что такое лужа и почему они образуется"?
Воспитатель: Егорова Н. К.
2022г.
Цель: Создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности и предпосылок формирования естественнонаучной грамотности
Задачи:
1. Воспитательные:
Публикация «План — конспект по познавательному развитию в старшей группе „Что такое лужи“» размещена в разделах
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- формировать у детей чувство сплочённости, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
2. Развивающие :
- развивать внимание, воображение, любознательность, умение использовать научные данные для получения выводов и их анализа.
3. Обучающие:
- формировать причинно-следственные связи между погодными явлениями и их последствиями.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, показ слайдов, макет ландшафта из фольги, лейки, емкость с водой, прозрачные стаканы с землей, заготовки емкостей из пластиковых бутылок с песком, черноземом и глиной, мерные стаканы.
Предварительная работа:
слушание музыки «Весна» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;
наблюдения за весенними явлениями природы на прогулке, экскурсии;
беседа о весне, о том, как дикие животные встречают весну;
использование дидактических упражнений «Какое время года?», «Бывает – не бывает», «Угадай-ка», «Хорошо-плохо», д/ у «Собираемся на прогулку», «Путешествие в весенний лес»;
рассматривание репродукций картин по теме;
знакомство с литературными произведениями;
разучивание пословиц, песен, загадок, стихотворений о весне, весенних явлениях;
презентация «Состав почвы»;
просмотр мультфильма «Лужа».
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, вы задавали себе вопрос, а что такое лужа? Почему образуются лужи?
Сегодня у нас есть возможность в этом разобраться. Гуляя по улицам, все дети не могут пройти мимо луж. Где лужи обычно образуются? Где их больше - в ямках или на возвышенностях? На земле, площадке с покрытием, в песочнице или на асфальте? На рыхлой земле или на утоптанных дорожках?
Опыт №1. Образование луж от рельефа местности.
Из листа фольги устраиваем ландшафт с бугорками и ямками. После этого просим детей полить все это водой, как поливает землю тучка во время дождя (из леек полить воду на макет, имитируя «тучку»). Пусть дети посмотрят, куда течет вода и где она, в конце концов, скапливается.
Побуждаем детей сделать вывод - вода стекает с вершин в ямки. Значит, лужи - это вода, стекшая вниз, в углубления на местности.
Воспитатель: Но на фольге, ребята, проверять просто - она не впитывает воду. Что-то похожее происходит, когда вода течет на асфальт - на нем лужи образуются быстрее, чем на земле. А земля воду впитывает. Давайте посмотрим, как это происходит.
Опыт №2. Водопроницаемость почвы.
Возьмем стакан с сухой землей. Пусть дети нальют в него немножечко воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
А теперь пусть дети добавляют и добавляют воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Дети делают вывод - лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Воспитатель: Но почему же тогда не во всех ямах стоят лужи? Почему в одних местах вода сразу впитывается в землю, а в других стоит днями и неделями? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем еще один опыт.
Опыт №3. Как зависит то, сколько впитается воды, от состава почвы.
(Отрежем от пластиковой бутылки верхнюю часть (там, где горлышко, чтобы получилось что-то типа прозрачной воронки. Возьмем три емкости - с песком, с хорошей рыхлой землей, и с землей с большим содержанием глины. Если есть обычная глина, то можно взять и ее. Вставим в емкость с песком нашу воронку - горлышко бутылки воткнем в грунт. Теперь попросите детей вылить в нее воду. Примерно 50 грамм. Воду надо будет лить точно столько же и в другие емкости, поэтому лучше всего взять мерный стакан.)
И считайте хором, за сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт. Можно даже взять секундомер. Запишите результат. Теперь точно так же поступите с емкостями с другими образцами земли: погружайте воронку все время на одну и ту же глубину и наливайте одно и то же количество воды. Результаты записывайте, а потом сравните - где было быстрее (в песке, где медленнее (в глинистой земле).
Дети делают вывод - скорость впитывания воды зависит от состава почвы. Если вода впитывается плохо и долго - значит земля глинистая, и на этом месте образуется лужа.
Дети соединяют картинки с изображением песка, чернозема, глины с картинками луж разных размеров.
Заключение.
Предложить детям сделать вывод по схеме:
Лужи образуются потому, что вода (1) стекает (2) в углубления на местности. Это происходит, когда воды столько, что она уже не может впитываться в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в этом месте
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня были исследователями. Для чего мы это делали? Для чего это нам пригодится? Кому трудно было справиться с заданием? Можно исследовать ещё что-нибудь?