ЛИЛИЯ МОСКАЛЕВА
Конспект занятия «Байкал — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к занятию «Байкал- это жизнь» Москалева Л. Н
Это занятие построено с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного метода обучения.
Цель: расширить знания о проблемах экологического характера, касающихся мировых запасов воды, оз. Байкал, пропаганда экологического образа жизни.
Задачи:
«Познавательное развитие»:
- закрепить представление о свойствах воды;
- расширять знания о экологических проблемах , касающихся оз. Байкал и всего мирового пространства;
- использовать проблемно-поисковый метод, через привлечение детей к поиску возможных способов очищения водных источников;
Публикация «Конспект занятия „Байкал — это жизнь“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- воспитывать гуманное и природоохранное отношение к экологии и природе оз. Байкал.
«Физическое развитие»:
- повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей ;
«Речевое развитие»:
- развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности, обогащать словарный запас терминами: фильтр, активированный уголь, колба, водные запасы, ,микроорганизмы, очистные сооружения;
«Художественно-эстетическое развитие»:
-формировать творческое воображение и мышление при создании рисунка-проекта.
Материалы и оборудование:
- мультимедийный экран, доска, аудиоколонка, микрофон;
- оборудование для эксперимента очистки воды: песок, активированный уголь, ватный фильтр, сфагнум, кожура банана, воронки, колбы, сосуды с загрязненной водой;
- карточки- схемы признаков предметов: запах, вкус, цвет, форма;
количество, прозрачность, поверхность, звук, части, размер, действие;
1
- карточки с номерами и изображениями фильтров;
-карта РФ с пометками;
- детские рисунки-проекты по очистке воды;
- презентация «Вода- это жизнь»;
- аудиозапись «Шум волн озера».
Предварительная работа: экспериментирование с водой, создание рисунков- проектов способов очистки воды; рассматривание фотографий и картинок о Байкале, беседы об озере Байкал, заучивание с детьми стихотворений.
Ход:
Слайд №1 «Вода – это жизнь»
В зал входят дети здороваются и садятся на стулья
Воспитатель:
В течение года мы с вами изучали свойства воды, ее значение в окружающем мире.
Выходят в центр 4 ребенка.
1-й ребенок:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
2-й ребенок:
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
3-й ребенок:
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Вместе:
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без воды.
Воспитатель:
Вот о проблемах воды мы поговорим сегодня.
Тема нашего заседания «Вода- это жизнь».
Работа на доске.
Давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Выберите нужную схему. (Ответы детей с выбором и размещение карточек-схем)
Наши выводы мы будем записывать на доске.
Воспитатель комментирует слайды:
Слайд №2 Карта мира. Сравнительная картинка количества воды и суши
Кажется, что воды на земле много, столько же, сколько было всегда. Воды значительно больше, чем суши. Это видно на рисунке.
Где содержится вода? (Ответы детей)
Слайд № 3 Где содержится вода?
Вы назвали все правильно. Но сейчас на планете живет людей намного больше и воды требуется больше.
Человек не мыслит свою жизнь без воды. Отдых возле воды, наиболее интересный и полезный. Путешественники едут в далекие страны, чтобы увидеть море или океан. Но какие проблемы с водой они встречают?
Слайд № 4 Берег индийского океана.
Л. Н. недавно вернулась из путешествия по Индии. (Короткий рассказ взрослого о водах рек и океанов Индии)
Приглашенный: В этой стране растут экзотические фрукты: ананасы, кокосы, манго, бананы. В Индии очень комфортно: солнечно, всегда тепло и огромный океан. Но чистой питьевой воды там мало, а морская вода для питья непригодна.
Слайд № 5 Карта мира
Сейчас Диана возьмет интервью у наших гостей.
Опрос ребенком 2-3 гостей:
В какой стране вы отдыхали?
На каком море были?
Пригодна ли вода для питья?
Можно ли в этой стране пить водопроводную воду?
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Воды в мире много, но не вся пригодна для питья. А если мы сравним всю морскую и питьевую воду, то выглядеть это будет так. (Выкладывает сравнительную схему)
Слайд № 6 карта России
Воспитатель: Ребята, интересно, а как обстоят дела с запасами воды в России?
Кто из вас был на море? Какая была вода на вкус? Можно ли её пить?
Ответы детей с показом взрослым места отдыха на карте.
Показ карты России, на которой светящимися огоньками отмечены места, где питьевая вода бутылированная.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что обозначают огни на карте?
Предлагаю заслушать сообщение Яны Л.
«Моя мама начальник поезда и бывает во многих городах. Мы с мамой составили карту, на которой огоньками отметили города, в которых нельзя пить воду из крана. Жители этих городов покупают воду для питья в магазине. В нашем городе вода чистая, потому что мы живем у Байкала»
Вывод: В России, как и во всем мире трудности с питьевой водой.
Слайд № 7 Сравнение количества питьевой воды.
Если сравнить планету и количество питьевой воды, то это будет выглядеть так.
Вывод: Мы должны беречь воду, чтобы ее на всех хватило. Чистой воды с каждым годом все меньше и меньше, потому что мы берем чистую воду, а выливаем грязную.
А сейчас закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись шума волн озера)
Как вы думаете, где мы окажемся сейчас? У водопада, быстрой реки, или на берегу большого озера? (Предположения детей)
Слайд № 8 Карта Байкала
Воспитатель. Нам с вами посчастливилось жить на берегу Байкала.
Слайд № 9 Байкал
Байкал- самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал- озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красивое и я приглашаю вас отдохнуть.
Слайд № 10 Берег Байкала
Физкультминутка:
Вот мы к озеру спустились, (Дети образуют круг)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре – (Изображают, что брызгают себе водой в лицо)
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, (Изображают брасс, двигаясь по кругу)
Одной, другой – это кроль. (Изображают кроль, двигаясь по кругу)
Вышли на берег крутой. (Идут по кругу, взявшись за руки).
Слайд № 11 Берег Байкала, покрытый спирогирой
Воспитатель. Но сейчас к Байкалу пришла беда. Его берега покрывает спирогира. Как вы думаете, почему она появилась (Ответы детей)
Слайд № 12 Загрязнение Байкала.
Как вы думаете, а вы в силах помочь Байкалу?
Каждый из вас придумал и зарисовал свой вариант помощи Байкалу, расскажите о нем.
(Дети коротко рассказывают, а наиболее интересные варианты заслушиваются подробно)
Из ваших рассказов, мы делаем вывод, что вода требует очистки.
Слайд № 13 Молекула воды
Сейчас я предлагаю вам провести эксперимент по очистке грязной воды разными способами с помощью пяти фильтров (ватный, песочный, угольный, сфагнум, кожура банана). После очистки мы сравним результаты. Руководителями групп будут…
Руководители групп берут колбы и группа приступает к работе. После очистки руководители возвращают колбы. Дети подходят к столам и под контролем взрослых- кураторов очищают воду разными способами, а затем возвращаются на место.
Воспитатель: Приглащаю всех принять участие в определении победителя.
Вода в колбе под номером …., очистилась лучше всех. Фильтр-…показал себя как самый лучший.
Воспитатель:
А что думают по поводу очистки вод Байкала взрослые, нам расскажет бабушка Полины Е. (Сообщение технолога очистных сооружений:
показ с комментариями 5 слайдов с изображением чистой и загрязненной воды, оборудования очистных сооружений.)
Опыт по очистке воды с помощью профессиональных фильтров, рассказ о перспективах по очистке стоков.
Слайд № 19 «Берегите воду»
Воспитатель:
Ребята, что нового вы узнали сегодня? Какой вывод для себя сделали?
Вывод: Воду нужно беречь!
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода.