Кузьмина Наталья
Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения
▼ Скачать + Заказать документы
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и решения»
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Публикация «Социальная адаптация детей дошкольного возраста, Проблемы и решения» размещена в разделах
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация - процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком. А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался : хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей, которых практически не существовало еще десятилетие назад.
Современный дошкольник. Каков он? Этот вопрос являются важнейшими для ученых и практиков, а ответ на него решающим для определения приоритетных задач воспитания и развития современного дошкольника. Следует подчеркнуть, что в настоящее время отсутствует согласованное представление о современном ребенке, его психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что сказывается, в конечном итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с миром детства. Вице-президент Российской академии образования, академик РАО Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве лет назад, устарели, а граница начала дошкольного возраста резко снизилась. Современный ребенок это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. К социокультурным изменениям можно также отнести возникновение новых социальных заказов, часто искусственно формируемых и не соответствующих общим законам психического развития ребенка. Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Так в чем принципиальные различия между современными детьми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет? Ученые и практики подчеркивают, что для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация. Их можно охарактеризовать как умные, развитые, эрудированные. Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Увеличивается категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом. У современных детей повышенная потребность к восприятию информации. Нынешние дети чувствительнее, эмоциональнее прежних. Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия. Такие устаревшие методы воспитания, как крики, оплеухи, неодобрение, унижение, упреки оказывают на них гораздо более сильное негативное воздействие. Современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, они активнее отвечают насилием на насилие. Вследствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, дети стали чувствовать себя более свободными, раскрепощенными. Исследователи отмечают, что у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. У детей нашего времени отмечается повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность. В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с этим синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. Очень отчетливо прослеживается негативная тенденция в состоянии здоровья современных детей, абсолютно здоровых детей у нас становится все меньше и меньше. Это касается отклонений в физическом и нервнопсихическом развитии дошкольников. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Результаты исследований детских игр (Е. О. Смирнова, О. В. Гударева, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время не играет. Они демонстрируют отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча, рассматривают книжки, рисуют, занимаются конструктором и пр. Выяснение сюжетов детских игр свидетельствовало о том, что они весьма однообразные и ограничены в основном семейной тематикой. Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (около 15% случаев). Игры с производственной тематикой (в повара, шофера, доктора, космонавта и пр., которые были популярны лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников. Между тем, именно такие игры и такие "профессиональные" роли в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Таким образом, дети все более отдаляются от взрослых: они не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. У современных детей в период расцвета ролевой игры в средней и старшей группе преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенным к партнеру. Дошкольники, так и не научившиеся играть, остаются личностно незрелыми, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. Серьезной проблемой является и то, что сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому, помогала социальной адаптации. Тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Дошкольное детство оказалось под прессом агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками. Коммуникативный дефицит приводит к разобщенности, изолированности ребенка от сверстников, доминированию собственных интересов, неумению понимать собеседника или игрового партнера. Наблюдается отторжение партнера, игнорирование его программы, повышенная конфликтность детей. Экранная зависимость является причиной неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Телевизор вс более заменяет семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. Причм они не просто смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают е. Экран становится главным «воспитателем» ребнка. Теле воздействия формируют душу и ум ребнка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Вс, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети рано начинают жить по законам взрослых. Они разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступают место прагматизму, рационализму, не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. Между тем взрослые искусственно ускоряют детское развитие, вводя раннее обучение по школьному типу. Модная сейчас концепция раннего развития приводит к тому, что дети устают от учебы задолго до школы. Постоянный стресс, которому подвергаются современные дошкольники, приводят в дальнейшем к более серьезным последствиям: заболеваниям телесным и духовным, к апатии, равнодушию и агрессивности. В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. К положительным изменениям в личности и деятельности современного ребенка можно отнести те, что характеризуют его как развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. К отрицательным - импульсивный, конфликтный, агрессивный, гиперактивный, социально незрелый, воспитываемый телевизором. В числе многих факторов, определяющих развитие детей в современном обществе, американские ученые выявили пять процессов: маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация. Возможно, мы не в состоянии остановить глобальные социальные, культурные и экономические процессы жизни общества, но мы можем сделать очень многое в наших семьях и дошкольных учреждениях для того, чтобы изменить отношение к детству как субъекту взаимоотношений, чтобы нас не вытесняли раньше времени из жизни наших детей. И здесь на первый план перед педагогами и родителями выходит проблема формирования культуры использования Интернета и телевидения. Особый смысл приобретает проблема отношений детей, отношений их к себе, к миру и к другому человеку, понимания, чувствования ими другого человека. Отношения являются не только основой наших трудностей как родителей и воспитателей, они также могут стать ключом к их преодолению. Сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения и совместной деятельности со своими детьми, оказания им должной духовной поддержки. Малышам не хватает любви, ласки, терпения, заботы, внимания со стороны родителей. По сути, дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми, наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства. Здесь существует ещ одна особенность воспитания современных детей - это повышенная занятость родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда - не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. С учетом сказанного, задача воспитания современных детей должна состоять также в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья, а также развития волевых качеств ребенка. Сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как: Нарушение эмоционального состояния; Ухудшение сна и аппетита; Развитие страха перед дошкольным учреждением; Повышение заболеваемости. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики. Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми. Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью. Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.